Детская популярность… | Логопед плюс — логопедический центр

Детская популярность: что это?…

— Моего сына хвалят и воспитатели детского сада, и педагоги центра, куда мы ходим на занятия для детей. Он развитый, воспитанный мальчик. Но недавно я наблюдала за малышами: они должны были определить, кого можно взять с собой в космический полет. Мой кроха почему-то остался за бортом. Да и на детский праздник его не позвали…

Подобных случаев хоть отбавляй. Почему же «примерных» детей любят порой только взрослые, а сверстники предпочитают других ребят? В чем причина несовпадения оценок?

Пока дети маленькие, говорить об избирательных отношениях в общении еще рано. А вот в старшей группе детского сада, когда уже актуальна подготовка детей к школе, разные ребятишки начинают неодинаково восприниматься ровесниками.
Как правило, старшие дошкольники уже в состоянии определить, кого из сверстников они предпочитают, а кто из детей симпатии не вызывает. Они уверенно отвечают на вопросы, с кем хотели бы дружить, а с кем – нет, кого хотели бы видеть в гостях на дне рождения, а кого – нет, с кем бы отправились в плавание на одном корабле, а кого звать не стоит. Точно так же легко ребятишки называют детей, с которыми не хотят дружить.

Естественно, частично такие предпочтения вытекают из личного опыта каждого малыша (с кем он дружит, с кем недавно подрался). Но если проанализировать ответы детишек из одной детсадовской группы, обязательно найдутся малыши, которых предпочитают (или отвергают) несколько детей.

Педагогов получившаяся картина может удивить. Дело в том, что взрослые в своих оценках часто ориентируются на воспитанность ребенка и его дисциплинированность. Но для детей эти качества не являются критерием привлекательности. Более того, порой самые лучшие с точки зрения взрослых ребятишки получают от ровесников наибольшее количество отрицательных отзывов.

От чего же зависит популярность?

Для начала скажем, от чего она не зависит. Исследуя две группы дошкольников (популярных и непопулярных), детские психологи пришли к выводу: уровень интеллекта и мышления не является в данном случае определяющим фактором. Общительность и инициативность популярных и непопулярных детей тоже примерно равны. Однако отмечено, что замкнутые, равно как и чрезмерно общительные, навязчиво стремящиеся к управлению другими детьми ребятишки, как правило, непопулярны.

Специалисты выяснили, что наибольшие отличия между двумя группами детей лежат в сфере эмоционального отношения к ровесникам.

— «Признанные» дети в большинстве случаев проявляют интерес к занятиям других ребятишек. При этом они не просто интересуются, а положительно оценивают чужие действия – одобряют, хвалят, поддерживают. Непопулярные малыши в основном осуждают все, что делают сверстники («ты ничего не умеешь», «у тебя ничего не получается») и авторитарно навязывают собственное мнение («смотри, как надо делать!»).

— Популярные дети умеют сопереживать. Если другой ребенок достигает успеха, успешного малыша это радует. Непопулярные дети ведут себя иначе: их огорчают чужие успехи и радуют неудачи. Если кого-то хвалят, отвергаемый ребенок старается найти недостатки и привести в пример себя («У меня все равно лучше»).

— Дети, которым ровесники оказывают предпочтение, всегда умеют выслушать другого ребенка.

— Проблемы и конфликты популярные дети предпочитают решать мирно, никого не обвиняя. Непопулярные же выбирают путь угроз и агрессии.

Иными словами, качества, благодаря которым ребенок популярен – или непопулярен – в среде ровесников, лежат в нравственной плоскости.

Минск

+375 29 569-63-01

+375 29 349-44-38

Брест, Пинск

+375 33 682- 29-28