Ах, какие зубки!

Становление нормальной речи у ребенка связано, прежде всего, с артикуляционным аппаратом. Ведь именно его дефекты могут стать причиной развития механической дислалии и препятствовать произношению тех или иных звуков. В основе таких нарушений могут лежать как врожденные патологии, так и серьезные травмы лица и челюсти. Неправильное звукопроизношение обуславливается органическими дефекатами губ, языка, челюстей и зубов. Проверяем, все ли в порядке Дислалия у детей чаще всего вызвана неправильным прикусом. Для проверки попросите малыша крепко сжать челюсти и при этом изобразить самую широкую улыбку. Проблемы налицо, если: • Верхняя челюсть сильно выдвигается вперед, полностью закрывая нижний ряд зубов – это признак прогнатии или дистального прикуса. • Наблюдается медиальный прикус (прогения), характеризующийся значительном выдвижением вперед нижней челюсти. При этом за нижними зубами практически не видно верхних. • Заметна большая щель между нижними и верхними резцами или сбоку (между коренными зубами), являющаяся признаком открытого прикуса. Причины нарушений В развитии прикуса большую роль играет наследственный фактор. Дефекты также могут быть вызваны неправильным подбором бутылочки для кормления, длительным «злоупотреблением» пустышками, недоразвитостью челюстной системы вследствие употребления слишком мягкой пищи, сосанием пальца и другими вредными детскими привычками. В случае обнаружения каких-либо дефектов челюсти и зубов и неправильного развития речи могут помочь врач-ортодонт и логопед. Примечательно, что если ранее к лечению нарушений прикуса приступали только после смены молочных зубов на коренные (в возрасте 8-9 лет), то сегодня специалисты советуют прибегать к коррекции значительно раньше, так как становление речи обычно происходит к 4-м – 5-ти годам. Последствия Нарушения строения зубо-челюстной системы обычно вызывают искажение шипящих и свистящих звуков – сигматизмы и парасигматизмы. Страдает также произношение звуков «Р» и «Л». Следует отметить, что наличие неправильного прикуса еще не означает, что у вашего ребенка обязательно будут проблемы с речью. Но если они все же наблюдаются, следует заняться исправлением дефектов. Встречаются ситуации, когда у крохи нормально развиваются зубы, но звукопроизношение все равно нарушено. Малыш произносит слова «сквозь» зубы, либо наоборот, слишком широко открывает рот. Здесь проблема заключается в сочленении челюстей. При затруднении подвижности нижней челюсти часто возникают «неполадки» с речью. На помощь придут простые упражнения перед зеркалом. Вы можете привлечь к ним ребенка, превратив занятия в увлекательную игру. Примеры корректирующих игр от центра детского развития «Логопед плюс»: • «Упрямые двери» Пусть ребенок подвигает нижней челюстью из стороны в сторону 7-10 раз, чередуя с движениями назад и вперед. При этом расскажите малышу веселую сказку о том, как «язычок не может открыть «упрямые двери» и пойти погулять на улицу». • «Рубанок» В этом упражнении нужно поочередно покусывать верхнюю и нижнюю губу – 5-7 раз. После попросите малыша сомкнуть последовательно сначала зубы, потом губы. Эту процедуру имеет смысл повторять время от времени. Указанные упражнения полезно делать и при неправильном прикусе. Заниматься ими нужно ежедневно, постепенно увеличивая время от 5 минут до получаса. А лучше всего проводить такие тренировки хотя бы 2-3 раза в день. Любой дефектолог скажет вам, что в процессе игры коррекция речи проходит намного эффективнее. Поэтому попробуйте проявить фантазию и придумать для ребенка несколько увлекательных «игровых» историй, чтобы не напрягать его психику. Профилактика дислалии Нарушения речи у ребенка в большинстве случаев с успехом поддаются коррекции. Длительность лечения зависит от степени развития дефекта и обусловлена индивидуальными особенностями организма ребенка. Причем в дошкольном возрасте избавиться от этой проблемы можно намного быстрее. И помните, что профилактика речевых отклонений у малыша заключается в своевременном выявлении анатомических аномалий речевого аппарата, предоставлении правильных образцов для подражания речи, проявлении всесторонней заботы о его здоровье и развитии.

Отзывы