Что такое дислалия?

С ребятишками, которые посещают школу раннего развития, работают разные специалисты. Зачастую, помимо прочих занятий, малышам требуется помощь логопеда. Диагнозы у детей разные, и один из них – дислалия. Что же это такое? Дислалия – это нарушение произношения звуков (при этом слух у малыша сохранен). В зависимости от причин возникновения различают дислалию механическую и функциональную. Она, кроме этого, может быть простой (когда есть проблемы с одним или несколькими звуками, которые однородны по произношению), а также сложной (в этом случае нарушается произношение разных групп звуков). Заниматься исправлением произношения до трех лет не стоит, но артикуляционный аппарат малыша уже нужно готовить к правильной речи. Для этого служат логопедический массаж и логопедическая гимнастика. Комплексы упражнений может порекомендовать дефектолог. Естественно, когда речь формируется, малыш может произносить звуки неправильно. Это происходит потому, что еще недостаточно развиты движения артикуляционного аппарата и не окончательно сформирован фонематический слух. Каковы же основные нарушения произношения звуков при дислалии? Если искажается произношение [с], [з], [ц] (свистящих звуков), говорят о сигматизме. Сигматизм бывает губно-зубной, межзубный, призубный, шипящий, боковой и носовой. В каждом случае указанные звуки произносятся неправильно по разным причинам. К примеру, если кончик языка упирается в края резцов и воздух не может свободно выходить в щель между зубами, говорят о призубном сигматизме. В этом случае вместо [с] и [з] получаются притупленные звуки, напоминающие [т] и [д] (котса - коса, кодза – коза). Могут смягченно произноситься твердые звуки [с] и [з]. Это происходит, когда передняя часть языка находится в нормальном положении, а средняя опущена недостаточно (тогда звучит «сянки» вместо «санки»). Это зачастую случается, если у детишек повышен тонус мышц артикуляторного аппарата. Дислалия Замены свистящих звуков называются парасигматизмом. Вот наиболее типичные замены: [ц] – [с], [с] – [т], [ц] – [ч], [з] – [д], [з] – [в]. Особенности артикуляции шипящих звуков имеют много общих черт с артикуляцией свистящих. Поэтому и виды сигматизма шипящих и свистящих звуков одинаковые. Что же касается парасигматизма шипящих звуков, то основные виды замен таковы: [ш] заменяется на [с], [т], [ж]; [ч] на [щ], [т’], [с]; [щ] на [с’]. Нарушения произношения [л], [л’] называются ламбдацизм. Он бывает губно-губным, губно-зубным, межзубным. Может наблюдаться и смягченное произношение [л]. Замены звука [л] другими звуками называется параламбдацизм. Чаще всего наблюдаются замены [л] на [д], [у], [н], [в], [л’] [р], [з]. Логопеды отмечают более двадцати случаев ротацизма (искажения звуков [р], [р‘]). Замены звука [р] иными звуками носят название парароторацизм. Чаще всего происходят замены [р] на [л], [л’], [й], [д], [в], [г]. Дислалия Редко, но все же наблюдаются: - йотацизм (проблемы с произношением [й]). Этот звук или отсутствует («олка» вместо «ёлка»), или заменяется [л‘] («лелька»); - каппацизм (нарушение произношения [к], [к‘]), - гаммацизм (нарушение произношения [г]), - хитизм (проблемы с произношением [х]). Эти звуки либо отсутствуют, либо заменяются другими ([г], [к], [х] – на [т] и [д], [х] на [п]). Проблемы с произношением звонких и глухих согласных чаще всего возникают из-за недоразвития фонематического слуха. Наиболее типичен в этом случае дефект звонкости (иными словами, звонкие согласные произносятся глухо). К примеру, [б] произносится как [п] («пулка» вместо «булка»). Бывают и обратные случаи: глухие согласные произносятся как звонкие. Кроме этого, порой глухие и звонкие согласные смешиваются. Аналогичная ситуация наблюдается и с нарушением произношения твердых и мягких согласных звуков. Твердые могут заменяться мягкими и наоборот. Кроме этого, мягкие и твердые звуки могут смешиваться. В любом из вышеуказанных случаев логопед порекомендует систему работы, придерживаясь которой вы сможете помочь малышу говорить чисто и красиво.

Отзывы