Что такое сенсорная алалия

Однако есть дети, которые осваивают речь не так, как другие. Ребятишки, страдающие сенсорной алалией, все слышат, но восприятие услышанного у них нарушено. Сенсорная алалия (от латинского sensus – ‘чувство, ощущение’) возникает при поражении центра Вернике (височных областей левого полушария мозга). Сенсорные алалики слышат речь, но не понимают ее. Происходит это из-за проблем с анализом и синтезом речевых сигналов. Иными словами, звуковой образ слова не связывается у ребенка с действием или предметом, который этот образ обозначает. Ребенок может совсем не понимать речь и относиться к ней как к бессмысленному шуму, может не реагировать даже на свое имя – это наиболее тяжелые случаи. В ситуациях более легких ребенок понимает отдельные слова, но если обратиться к нему с развернутым высказыванием, он потеряет смысл фразы. Так происходит, к примеру, если к здоровому человеку обратиться на иностранном языке, которым он плохо владеет: из-за незнания всех слов, составляющих фразу, реакция на обращение может быть неправильной. Занятия при сенсорной алалииСенсорная алалия характеризуется проблемами с фонематическим слухом. Из-за этого дети не могут различать близкие по звучанию слова (к примеру, рак – лак). Зачастую ребятишки с сенсорной алалией понимают смысл фразы только в привязке к определенному контексту, а если в предложении изменить порядок слов или использовать иные грамматические конструкции, возникают трудности. Различные звуковые сигналы (например, свист или стук) дети различают, однако затрудняются, если нужно определить направление этого звука. Развивающие занятия, которые проводит детский логопед, подготовка ребенка к школе, да и любая работа с детьми, страдающими алалией, невозможна без учета их особенностей. К примеру, нужно учитывать, что часто дети смотрят на говорящего и за счет этого лучше понимают речь (они «читают с лица»). Но при этом они могут таким образом понимать логопеда, но не понимать маму. Зачастую такие дети автоматически повторяют чужие слова (это явление носит название «эхолалия»). Как правило, вместо того чтобы ответить на вопрос, ребенок повторяет сам вопрос или его последние слова. Логопедическая работа при сенсорной алалииИногда дети повторяют услышанные слоги, слова и фразы (короткие), но это подражание ситуативное, так как в сознании ребенка не возникают связи между тем, что он слышит, и тем, что произносит. Иначе говоря, активный словарь малыша больше пассивного. Произнося отдельные слова, ребенок допускает множество ошибок – в порядке звуков и слогов, в ударениях. При этом каждая новая попытка произнести слово влечет и новые ошибки. Происходит это потому, что у ребенка проблемы с восприятием как речи окружающих, так и собственной. Порой из-за трудностей с пониманием речи ребенок не может выполнить требуемые задания и, как следствие, может возникнуть предположение о проблемах с интеллектом. Поэтому лучше дать малышу задание не на словах, а на примерах (допустим, показать, как нужно выложить мозаичные фигуры). На практике сенсорная алалия в чистом виде встречается редко. Несмотря на это, с детьми, ею страдающими, требуется долго и целенаправленно работать, чтобы стимулировать их развитие и сделать возможным обучение в специальной школе.

Отзывы