Дислексия

В остальном малыш развивается нормально, порой даже превосходит ровесников, а вот с чтением проблемы. Несмотря на то, что родители озаботились подготовкой к школе заранее, малыш медленно читает, пропускает звуки, добавляет те, которых в слове нет, переставляет буквы. Причина кроется в том, что у ребенка не сформированы высшие психические процессы, без которых процесс безошибочного чтения невозможен. К слову, среди дислектиков есть множество известных людей. В частности, это и Альберт Эйнштейн, и Леонардо да Винчи, и Огюст Роден

Выделяют несколько видов дислексии.

Дислексия у детей У младших школьников наиболее распространена дислексия фонематическая. Фонемы различаются между собой множеством признаков (они бывают, например, глухие и звонкие, мягкие и твердые). И если изменить в слове хотя бы одну фонему, изменится смысл. Малыш, у которого нарушено фонематическое восприятие, так и поступает, поэтому вместо «козы» у него получаются «косы», вместо «дом» - «том» или «ком». При нарушениях фонематического анализа и синтеза в слове могут: - пропускаться звуки (ребенок будет читать «казал» вместо «сказал»), - появляться лишние гласные (саказали вместо сказали), - меняться местами звуки (ватобус вместо автобус) и слоги (напама – это всего лишь панама). А бывает и так: при чтении малыш просто поочередно называет буквы, составляющие слово (то есть имеет место так называемое побуквенное чтение). Еще один вид дислексии – аграмматическая. В этом случае могут быть ошибки: - в согласовании существительного и прилагательного (веселая мальчик), - в использовании формы числа имен существительных и местоимений (вместо «столы» - «стол»), - в падежных окончаниях существительных (у девочка), - в использовании глагольных форм (пробежала заяц, писала не начала). При семантической дислексии ребенок читает правильно, но не понимает прочитанное. В сознании малыша отдельные слоги не объединяются в целое слово. Ребенок просто не узнает слова. Кроме этого, малыш зачастую не улавливает смысла предложения и целого текста: и предложение, и текст будут для него лишь набором слов, не связанных друг с другом. Виды дислексииЕсли ребенок вместо «в» читает «з», вместо «д» - «л», вместо «х» - «к» - это признаки оптической дислексии. О ней говорят применительно к случаям, когда детишки не различают буквы, которые графически схожи между собой. В ситуациях, когда в памяти малыша не ассоциируются буква и звук (иными словами, ребенок не запоминает, какому звуку какая буква соответствует), говорят о мнестической дислекии. У слепых и слабовидящих детей, которые читают по азбуке Брайля, может наблюдаться тактильная дислексия. Это означает, что ребятишки не могут распознавать буквы, которые воспринимают на ощупь. Чтобы подготовка детей к школе (равно как и последующее обучение) была успешной, родителям нужно с сотрудничестве с дефектологом проводить занятия по устранению дислексии. Хвалите малыша, если у него будет хотя бы небольшая, но положительная динамика, не расстраивайтесь, если не все получится сразу. Ваше спокойствие и уверенность в силах вашего ребенка способны на многое!

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Виды нарушений письма Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения? Пространственное ориентирование – как профилактика дисграфии КНИГИ: Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша
Отзывы