Фонематический слух: от рождения до года


Так ли просто это делать? На первый взгляд, да. Однако попробуйте различить все звуки, к примеру, в китайском языке, артикуляционная система которого для нас непривычна. Так можно представить, как приходится малышу, и понять, что ему требуется помощь: развивающие занятия, а возможно и консультации логопеда.

Зачастую малыши смешивают звуки, которые близки по звучанию. Ребенку и так непросто разбираться в звуковом разнообразии речи, а если учесть, что он слышит людей, у которых разная дикция (а с некоторыми и вовсе требуется проводить логопедическую работу), то станет понятно: правильно дифференцировать все фонемы – дело непростое.

Как же развивается у малышей фонематический слух?


Дети реагируют на звуки уже с первой недели после появления на свет. К концу второй недели наступает время, когда малыш прислушивается к звукам, издаваемым погремушками. Более того, он даже пытается найти, откуда исходит звук.

Фонематический слух. Развитие

Чуть позже (на третьей неделе) наступает время иной реакции на звуки. Обратите внимание: вот малыш гулит, а при каком-либо резком звуке (например, при звонке в дверь) – затихает.
Четвертая неделя – время, когда ребенок не просто обращает внимание на звуки, но начинает к ним прислушиваться. Возьмите погремушку, позвените над кроваткой и вы увидите, как малыш прислушивается к звукам.

На втором месяце жизни малыш обращает внимание не только на звуки погремушек и колокольчиков, но и на голоса. На чужие голоса он реагирует с испугом, но на голос мамы у него особенная реакция.

Не только громкие, но и тихие звуки начинают интересовать малыша, когда ему пойдет третий месяц. Человека, который разговаривает, ребенок будет искать не только взглядом, но и поворачивая головку. Поиграйте с малышом в «прятки»: можно погреметь погремушкой с одной стороны кроватки, а затем – с другой. Вы увидите, что малыш будет пытаться определить, где вы находитесь.

Фонематический слух

Трехмесячный малыш уже будет вслушиваться в мелодичные звуки (хотя колыбельные ему пели, разумеется, и раньше). Более того, в эту пору ребенок не только определяет, откуда исходит звук, но и демонстрирует, что он этот звук слышит.

Четырехмесячный малыш уже готов подражать звукам, которые он слышит. При этом первоначально ребенок стремится воспроизвести именно музыкальные звуки: для повторения звуков речи нужен хорошо развитый артикуляционный аппарат.

Познание звуков окружающего мира начинается в пять месяцев. Ребенок узнает голоса людей, которые слышит наиболее часто. Кроме этого, малыш начинает прислушиваться и к своему голосу.

В полгода кроха различает свое имя, а также некоторые другие имена.

Время понимания осмысленных звуков приходит к семи месяцам. То есть малыш адекватно реагирует, к примеру, на предложение погулять или покушать.

Говоря о развитии девятимесячного ребенка, можно отметить: у него появляются любимые мелодии, которые он слушает наиболее внимательно. Есть, разумеется, и нелюбимые, на которые кроха тоже реагирует.

Ну а в год малыш уже понимает слова, которые вы используете наиболее часто. А это значит, что не за горами и радость первых произнесенных слов!






Отзывы