Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?

Главное – не опускать руки, не отчаиваться, а верить в себя и своего малыша. Детский центр развития в Минске может дать рекомендации, касающиеся коррекции трудностей с освоением письма и чтения. Порой ребенку сложно различать похожие буквы (Л – Д, Э – З). Если это происходит на этапе знакомства с буквами, ничего страшного. Но если подготовка к обучению в школе или само обучение идет полным ходом, а результаты не улучшаются, нужно обратиться к логопеду. Возможно, это оптическая дисграфия (дислексия). Нужно, чтобы ребенок научился различать буквы. Для этого их можно лепить, складывать из спичек или палочек, дорисовывать и обводить. Пусть ребенок пробует угадывать, какая буква «написана» в воздухе или на его ладошке. Подойдет и проговаривание, как выглядит буква. Например, у буквы «К» есть «спинка» (длинная вертикальная палочка), «рука» (палочка, идущая наискосок вверх) и «нога» (палочка, направленная наискосок вниз). Коррекция дисграфии и дислексии Полезны будут и упражнения для развития зрительно-пространственной координации. Пусть малыш: - сравнивает картинки и находит отличия, характеризуя их словами «слева», «справа», «в левом верхнем углу» и т.д.; - называет, какой предмет изображен контуром; - находит букву среди других букв; - показывает букву среди перечеркнутых букв; - дописывает недостающие элементы в буквах; - дорисовывает узоры. Причину артикуляционно-акустической дисграфии следует искать в неправильном произношении малыша, поэтому и решение проблемы нужно начать именно с постановки звукопроизношения. Полагаем, занятия по подготовке детей к школе выявят проблемы звукопроизношения и можно будет обратиться к логопеду. А уже потом будет нужно учить малыша различать правильный звук и тот, который произносился вместо него ранее. Упражнения при дисграфииЕсли ребенок раньше говорил «Л» вместо «Р», подойдут, например, такие упражнения: - когда я скажу «Р», топни, а когда «Л» - хлопни; - повтори «ла ра ра», «лак рак лак лак». Для преодоления акустической дисграфии, вызванной неразличением фонетически близких звуков, тоже есть несложные упражнения. Необходимо проводить работу по дифференциации звуков, которые ребенок смешивает. Можно, к примеру, попросить ребенка найти и подчеркнуть в тексте букву «К», а зачеркнуть – «Г». Потом задание можно усложнить: «К» обвести а «Г» подчеркнуть. Если у ребенка есть нарушения фонематического анализа и синтеза, необходимо отрабатывать анализ и синтез на уровне звуков, слогов и предложений. В данном случае полезно: - называть звуки в слове (к, о, р, о, б, к, а); - называть только гласные или только согласные звуки, входящие в слово; - составлять цепочки из слов по принципу (первый слог следующего слова повторяет последний предыдущего: собака – капуста); - придумывать слова, которые начинаются на определенный звук (радость, радуга), содержащие этот звук в середине слова (порог, парта) и в конце (коридор, комар); Исправление дисграфии Аграмматическая дисграфия и дислексия возникают из-за недоразвития грамматического строя речи ребенка. В этом случае можно использовать языковые игры, на основании которых малыш будет изучать правила изменения слов и образования грамматических форм: - как сказать ласково? (капля – капелька); - что мое, а что – мои? (варежки мои, а кошка – моя); - как сказать одним словом? (кто учит – учитель); - как сказать о действии? (красный – краснеть). При семантической дислексии ребенок читает автоматически, не понимая значения слов. Кроме этого, смысл не обретают и предложения, и тексты. В таком случае пусть ребенок: - прочитает слово или предложение, а затем подберет соответствующую картинку; - прослушает предложения и выделит правильное (кошка поймала мышку, или же мышка поймала кошку). Разумеется, все упражнения должны быть веселой игрой и выполняться систематически. В таком случае вы достигнете результата и будете радоваться успехам вашего юного школьника.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: У вашего ребенка дисграфия? Дисграфия - проблема, которую нужно решить Дизорфография, или как подружиться с орфографическими правилами КНИГИ: Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым Джон Грэй. Дети с небес Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша
Отзывы