Как распознать признаки аутизма в раннем возрасте

Формы проявления детского аутизма различны. Для диагностики необходимо наличие ряда признаков, часть из которых приведена ниже. Дети с аутизмом испытывают трудности в общении. Как правило, они стремятся уйти от контактов с окружающими – и со взрослыми, и с ровесниками. Посещая центр раннего развития, они не любят играть с другими детьми, предпочитая уединяться. При этом такие дети могут долгое время повторять одни и те же действия – и в игре, и в обиходе. Например, вместо того чтобы начать умываться, ребенок может просто поворачивать ручку крана, а вместо того чтобы начать писать, может открывать и закрывать тетрадь. Такие ритуалы становятся определяющими в жизни ребенка, поэтому любое отступление от установленного порядка действий приводит либо к уходу в себя, либо к агрессии. Причем такая реакция может быть и на новый предмет одежды, и на новую мелодию, и на появление незнакомого человека. Признаки аутизма у детейДетям, страдающим аутизмом, свойственно необычное выражение лица. Они кажутся отрешенными от окружающего мира, безразличными к нему. Речевое развитие таких детей тоже идет по особому сценарию. Речь, как правило, отстает в развитии, при этом ребятишки не пытаются компенсировать недостаток слов жестами или мимикой. Даже если нарушений в развитии речи нет, ребенок не пользуется ею как средством общения в полной мере. Он может неправильно строить фразы, многократно повторять одни и те же слова и словосочетания. Могут быть проблемы с интонацией и речевым ритмом. Проявление признаков аутизма в каждом случае особое. Некоторые дети спокойны, выполняют все требования, у них внимательный взгляд и выражение лица, поражающее всех осмысленностью с раннего возраста. При этом детишки не требуют, чтобы их взяли на руки, не проявляют интереса к контактам с окружающими, а лишь пассивно подчиняются им. Они могут оставаться одни в кроватке, однако шум работающего пылесоса или другого прибора или даже звук погремушки может их напугать. Такие дети не интересуются яркими картинками в книгах, не проявляют интереса к музыке. Более того, они ни на что не обращают внимания сами. Скорее наоборот, предмет привлекает к себе внимание – звуком, цветом или чем-либо еще. Признаки раннего детского аутизма Развивающие занятия с такими детьми нужно строить с учетом этих особенностей и стараться устанавливать эмоциональные связи с малышами. Ребятишки, относящиеся к другой группе, настолько привязаны к маме, что она не может оставить малыша ни на минуту. Как правило, в таких случаях возникают сложности с прикормом, потому что дети избирательны и постоянны в еде. Монотонное покачивание, застывание в одной позе – эти и другие стереотипные движения, свойственные малышу, заметны, если понаблюдать за ним. Такие дети находятся во власти стереотипов и в повседневной жизни, поэтому если нарушить в установленном распорядке хоть что-нибудь, это может привести к потере уже обретенных навыков или к агрессии. Малыша может вывести из равновесия любое, даже самое незначительное изменения в режиме дня или в порядке окружающих его вещей (к примеру, смена пустышки, времени кормления или переезд). Ранние признаки аутизмаКроме этого, ребенок подвержен страхам. Если он посещает центр развития детей, заметно, что он боится электроприборов, смены кадров на экране телевизора, а на прогулке – птиц и животных. Иными словами, такие детишки не принимают окружающий мир, полностью отгораживаются от него. Поведение еще одной группы ребятишек характеризуется не столько отвержением окружающего мира, сколько погружением в собственные стереотипы. Такие дети выглядят эмоционально холодными, на руках мамы они напряжены. Впоследствии ребенок может долгое время воплощать в рисунках один и тот же сюжет, фантазии на страшные и неприятные темы (крысы, бандиты, пожары). Ему нравится чертить схемы, составлять коллекции. Но при этом ребенок раним и привязан к родным, так как они гарантируют ему защищенность. Самый легкий вариант аутизма – четвертый. Детишки боятся чужих людей, они ласковы и беспокойны, привязчивы и упрямы. Они легко утомляются, а речь их замедленна. Главные проблемы таких ребятишек – задержка психического развития, проблемы в социальных и эмоциональных контактах. Обобщая, скажем, что задача специалистов и родителей в каждом случае найти индивидуальный подход к ребенку, правильно выделить проблему и искать пути ее преодоления.

Отзывы