Мимика против дизартрии

Обычно мимические движения (то есть движения лицевых мышц), которые служат дополнением к словесному общению, мы совершаем на рефлекторном уровне (кстати, слово «мимика» происходит от греческого «подражатель»). Но если у ребенка дизартрия, мимике ему придется учиться. И дело не только в том, что без выраженной мимики малыш будет не такой, как все. Лицевые мышцы нужно развивать и потому, что они участвуют в процессе речи. Кроме этого, упражнения, способствующие развитию мимики, снимают напряжение мышц речевого аппарата, служат развитию памяти и внимания. Да и просто малыш будет улыбаться чаще, что уже немаловажно. Мимическую гимнастику можно выполнять, посещая логопедические занятия, которые организует центр развития (отметим, что особенно актуальны такие занятия в процессе подготовки дошкольников к школе). Помимо этого, вы можете заниматься самостоятельно. Для этого мы предлагаем несколько упражнений, освоить которые не составит труда. Для выполнения некоторых упражнений потребуется мимический кубик. Чтобы его изготовить, нужно оклеить стороны обычного кубика белой бумагой и изобразить на каждой стороне с помощью смайликов разные состояния (например, радость и покой, удивление и тревогу, испуг и хитрость). Мимика при дизартрии Ну а теперь можно тренироваться. - Ребенок бросает кубик и изображает состояние, которое выпало. Затем – ваша очередь. - Придумайте какую-нибудь простую фразу, и пусть малыш произнесет ее, сопровождая мимикой так, как выпадет на кубике. - Вы читаете стихотворение, а малыш изображает мимикой состояние, соответствующее каждой строке или всему произведению. Сначала можно показать выражение на мимическом кубике. - Дайте малышу дольку лимона и кусочек яблока. Сначала пусть он съест фрукты, глядя на свое отражение в зеркале. Ну а потом пусть изобразит с помощью мимики, как едят яблоко, а как – лимон. Логопедический массаж при дизартрии - Для этого упражнения понадобится игрушечный грибок. Спрячьте его в комнате и предложите малышу представить, что вы находитесь в лесу. Пусть малыш найдет гриб (большой, необычный) и расскажет об этом, используя соответствующие мимические движения и интонацию. - А еще на прогулке можно увидеть… змею. И мимически изобразить испуг. - На прогулке можно найти красивые цветы. Пусть ребенок покажет, как он нюхает цветок. - Упражнения, изображающие прогулку в лес, могут быть бесконечно разнообразными. Их прекрасно дополнит музыка, имитирующая шум леса. Кроме мимики, при выполнении таких упражнений можно тренировать и интонацию, ведь ребенок может выражать чувства не только мимикой, но и возгласами. - Представьте, что вы с малышом подслушали разговор игрушек. Задача ребенка – развить тему, то есть придумать и произнести с соответствующей мимикой, что говорит «грустная» игрушка, что – «веселая», о чем они беседуют и т.д. - Для еще одного упражнения потребуется зеркало, чтобы малыш видел свое отражение. Поиграйте с малышом в «кто кого сможет переморгать». - Поиграйте в эмоции. Изображайте на лице разные эмоциональные состояния, а малыш пусть угадывает, что вы хотите передать мимикой. А потом пусть он сам покажет удивление, радость или испуг, а вы постарайтесь определить, что «говорит» его лицо. Коррекция дизартрии Помимо гимнастики, при дизартрии полезен мимический массаж. Лицевые мышцы могут быть напряжены (тогда их нужно расслабить), а могут быть ослаблены (тогда нужно повысить их тонус). Какие именно мышцы нужно массировать, вам скажет логопед. Массировать лицо нужно двумя руками – или всеми пальцами (кроме большого), или средним и безымянным. При массаже нужно придерживаться определенных направлений. Вначале рекомендуется мягкими движениями двигаться к вискам от середины лба. Следующие массажные движения будут имитировать очки. Средние пальцы нужно расположить возле переносицы (то есть возле внутреннего угла глаз). Подушечками пальцев ведите сначала к внешним уголкам глаз, двигаясь по верхнему веку, а затем по нижнему веку двигайтесь к внутренним уголкам. Таким образом вы будто «рисуете» на лице малыша очки. Еще одно массажное движение – к височной области от корня носа (то есть от его верхней части). Итак, двигаемся от корня носа к вискам по надбровным дугам. Также можно массировать лицо от уголков рта к выступу ушного хряща (так называемому козелку). Массаж можно совмещать с мимической гимнастикой. Ее приемы изложены выше. Как видите, все это несложно делать дома. Обязательное условие – ваше хорошее настроение, которое, уверены, придаст малышу уверенность в своих силах.

Отзывы