Моторная алалия

Причиной моторной алалии (от латинского motor – ‘двигательный’) является недоразвитие деятельности моторной речевой зоны больших полушарий мозга или нарушения, которых произошли на ранних этапах развития. Слово «экспрессивный» в переводе с латинского означает ‘выразительный’. При этом виде алалии ребенок, который все слышит и все понимает, имеет развитый артикуляционный аппарат и достаточный интеллект (то есть все возможности для правильной речи), все же не говорит или разговаривает крайне неправильно, непонятно. Ребенок-алалик испытывает затруднения с правильным расположением звуков в слове или слов во фразе, его сознание не переключается между словами. Поэтому в его речи так много ошибок, повторов и перестановок. Дети с моторной алалией Алалия бывает разной степени тяжести. Порой малыш к моменту поступления в школу уже разговаривает, то есть задержка речи есть, но небольшая. Это во многом зависит от того, как с ребенком работали, как была проведена подготовка к школе. Иногда ребенок (если он не посещал специальные развивающие занятия, если с ним не работал логопед) не разговаривает до подросткового возраста, и впоследствии его речь бедна и неполноценна. Родители детей, страдающих алалией, замечали, что у малыша поздно появились первые слова и фразы. Но в остальном развитие ребенка опасений не вызывало. Когда в речи ребенка появлялись новые слова, возникали и новые проблемы. Речь замедленна, с большим количеством оговорок, которые ребенок старается исправить (к примеру, вместо слова «пуговица» малыш говорил «пузувиса», «пузыка»). Дети могут пропускать звуки или заменять их, переставлять слоги (таким образом получается «ломоко», а не «молоко»). Порой ребенок может договорить слово до конца, а иногда - произнести только первый слог. При формировании словарного запаса заметны особенности: ребенок заменяет слова, обозначающие предметы со сходными признаками (чашка – стакан, платье – юбка), в речи крайне мало прилагательных и наречий, не используются синонимы и антонимы. У таких детей в целом очень бедный словарный запас. Когда ребенок начинает строить фразы, часть слов он может заменять мимикой. Кроме этого, наблюдается аграмматизм (не используются окончания рода и числа, предлоги и союзы, слова в предложении не согласованы). «Маша пить вода» - такая фраза типична для алалика. Неправильные окончания, погрешности в склонении и спряжении, в употреблении форм числа – все это нормально для маленького ребенка. Но у алалика этот этап затягивается надолго, в отличие от малыша, речь которого развивается нормально. Особенности, согласно которым ребенок с алалией строит предложения, обусловлены тем, что его мысли идут впереди слов. То, что хочет выразить подросток, с трудом можно сделать, имея лексические возможности двухлетнего малыша. В каждом случае преодоление алалии идет своим путем. Бывают ситуации, когда после определенного периода молчания речь развивается бурно. Иногда первые слова возникают рано, но потом долгое время не происходит пополнения словарного запаса, сохраняется аграмматизм. Моторная алалия порой уходит сама собой, но это происходит иногда так поздно, что в массовой школе ребенку учиться уже не суждено. Кроме этого, проблемы с речевым развитием негативно сказываются на общем развитии ребятишек. Иными словами, в любом случае необходимо, чтобы с ребенком работал детский логопед. Не упустите время – обратитесь к специалистам!

Отзывы