Поиграем! Раз, два, три: «ближе», «дальше» покажи!

Занятия для детей, которые проводятся как на этапе подготовки детей к школе, так и ранее, предполагают и обучение ориентации в пространстве. Это важно для профилактики нарушений письма и чтения. Ведь зачастую оптическая дисграфия и дислексия возникают именно потому, что у малыша есть проблемы со зрительно-пространственными представлениями. Вы можете приводить ребенка на логопедические занятия, а также заниматься самостоятельно. Освоить несложные упражнения вполне по силам любой маме. Начинать нужно с освоения названий частей лица и тела. В процессе умывания и одевания нужно сначала проговаривать: «Мы вымоем лицо, а теперь – руки», «Мы повяжем на шею шарфик». А потом пусть ребенок называет все сам. Можно отрабатывать эти названия на кукле и при этом обращать внимание не только на то, что делает малыш (одевает куклу), но и на названия частей лица и тела. Профилактика дисграфии Одновременно необходимо формировать представления о парных направлениях: - попросите малыша застегнуть кукле платье спереди (сзади), надеть на голову шапочку, завязать шарфик сзади (спереди) и так далее; - пусть ребенок позанимается с куклой зарядкой: поднимет руку куклы вверх, отставит ногу назад, а затем расскажет, что именно было сделано. Играя, можно вводить понятия «высоко» и «низко», «далеко» и «близко». К примеру, расставьте вокруг малыша игрушки и попросите сказать, какие находятся далеко, а какие – близко. Чтобы ребенок усвоил ориентиры в окружающем пространстве, сначала он должен уяснить, как расположены предметы по отношению к самому себе. Потом наступает черед взаимосвязей между предметами, которые находятся сбоку, а затем малыш осваивает пространственные соотношения между несколькими предметами или изображениями. Первоначально понятия «справа» и «слева» в сознании малыша связываются только с предметами, которые находятся сбоку от него (иными словами, ближе к левой или правой руке). При этом сначала ребенок будет следить глазами, где находится предмет. Так как малышам трудно различать правую и левую стороны, в этом нужно постоянно упражняться. Пусть ребенок: Профилактика дисграфии и дислексии - покажет, какой рукой он кушает, рисует, здоровается, и назовет ее; - попрыгает на правой и на левой ноге; - возьмет игрушку то правой, то левой рукой; - покажет правое ухо левой рукой и наоборот. Впоследствии можно учить ребенка указанию пространственных направлений по отношению к самому себе: что находится слева от малыша, что справа, что спереди, а что – сзади. Важный этап – формирование аналогичных представлений по отношению к человеку, который стоит напротив. Например, встаньте напротив ребенка, попросите его взять правой рукой картинку, которая изображает самый высокий дом, и положить рисунок в вашу правую руку. Еще можно поставить напротив малыша игрушечную зверюшку и показать, где правый глаз (ухо, лапка). Следует обратить внимание и на ориентацию малыша в пространстве относительно какого-либо предмета. Для этого можно сделать следующее: Занятия при дисграфии- поставьте перед ребенком зеркало и дайте игрушки. Попросите поставить зайчика перед зеркалом, а мишку – за зеркалом. Спросите, кто где находится, кто из зверюшек может увидеть в зеркале свое отражение; - дайте ребенку фрукты и попросите положить лимон перед собой, справа от лимона яблоко, а слева – апельсин; - предложите нарисовать справа (слева) от вертикальной линии геометрическую фигуру. Разумеется, это лишь маленькая часть упражнений, которые помогут вашему малышу научиться ориентироваться в пространстве и избежать впоследствии проблем в учебе. Педагоги, которые проводят занятия для детей, могут порекомендовать и другие способы работы с детишками дома, чтобы в будущем у первоклашки не было проблем с освоением школьной премудрости.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: У вашего ребенка дисграфия? Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения? Дизорфография, или как подружиться с орфографическими правилами КНИГИ: Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка Грибова Ольга. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша
Отзывы