Раннее развитие детей с синдромом Дауна


Все дети так или иначе осваивают новые умения и навыки. А вот каким образом и в каком темпе это у них получается, зависит от многих факторов: от врожденных особенностей малыша, от возможностей, которые ему дает окружающая среда. Многое зависит от когнитивных процессов, то есть от того, как малыш может воспользоваться полученной информацией. Это справедливо по отношению ко всем детишкам, в том числе и к малышам с синдромом Дауна.

Если сравнить средние сроки появления определенных навыков у обычных малышей и темп развития ребятишек с синдромом Дауна, естественно, будет заметна разница. Детский психолог в Минске может проконсультировать, насколько отличается период появления того или навыка у разных детей. Мы же отметим, что дети с синдромом Дауна отзываются, если видят обращенное к ним эмоциональное общение, что очень важно для их дальнейшего развития.

Когда мама берет малыша на руки, кормит, играет с ним, он реагирует на производимые действия. Малыши улыбаются, лепечут, требуют ответа на свои эмоции. Очень важен в этом случае контакт глаз.

Развитие детей с синдромом Дауна в ранние годыКогнитивное развитие находится в тесной связи с развитием моторики. Вначале малыш тянется к игрушке, потом трогает ее, ударяет по ней. Впоследствии наступает момент, когда ребенок хватает игрушку – и теперь можно говорить о развитии мелкой моторики. Ну а затем малыш начинает переворачиваться, ползать, ходить, тем самым открывая для себя окружающий мир.

Так как развитие моторики у малышей с синдромом Дауна идет медленнее, это задерживает их развитие. Чтобы минимизировать это отставание, нужны специальные развивающие занятия. Следует учитывать, что, говоря о мелкой моторике, мы имеем в виду не только движения, производимые мелкими мышцами рук, но и зрительно-двигательную координацию. Дело в том, что развитие этих движений неразрывно связано со зрительным контролем. Точные движения пальцев и кистей рук понадобятся ребенку в дальнейшей жизни, когда нужно будет одеваться, рисовать, писать.

Развитие детей с синдромом Дауна в ранние годыРазвитие мелкой моторики у малышей с синдромом Дауна напрямую зависит от присущих им особенностей, к числу которых относится строение кисти, гипотонус, зрительные проблемы.

Вторая половина первого года жизни – время, когда малыши начинают уделять больше времени изучению окружающего. Они становятся более подвижными и начинают по-иному использовать контакт глазами: теперь он нужен малышу, чтобы обратить внимание взрослого на заинтересовавший предмет. Как следствие, взрослый будет проговаривать все, что происходит, комментировать, на что смотрит малыш. Для подобных занятий нет необходимости посещать центр развития – так можно и нужно заниматься дома. Однако, по мнению специалистов, малыши с синдромом Дауна не могут перейти к изучению окружающего мира так быстро, как другие дети. Развитие социальной сферы у них идет быстрее, чем сферы когнитивной.

Развитие детей с синдромом Дауна в ранние годы На втором году жизни малыша главным становится развитие речи. Прежде чем детишки начнут включать слова в активный запас (то есть начнут их произносить), они должны научиться их понимать. Как правило, дети с синдромом Дауна понимают речь намного лучше, чем говорят. Отставание в речевом развитии происходит, в частности, из-за гипотонуса и особенностей строения речевого аппарата. Кроме этого, важная роль принадлежит слуховым проблемам. У многих детей они временные, так как вызваны заболеваниями, которые поддаются лечению. Исследователи отмечают, что часть трудностей, связанных с развитием детей с синдромом Дауна, обусловлены именно проблемами со слухом.

До того, как наступит момент произнесения слов, на помощь малышам может прийти язык жестов. С его помощью детишки могут общаться, как только наступит момент понимания речи.

Итак, учет индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна поможет родителям и специалистам грамотно подходить к вопросам его развития.







Отзывы