Ребенок с диагнозом алалия. Что делать и как лечить?

Некоторые исследователи полагают, что алалия – это сенсомоторное расстройство, другие – что расстройство психологическое. Есть мнение, что это языковая проблема, которая не связана ни с сенсорной, ни с моторной, ни с психической сферами. Причину алалии усматривают в нарушении структурного развития зон головного мозга, которые отвечают за речь. Это может произойти как во внутриутробный, так и в ранний (доречевой) период развития ребенка. Внутриутробный энцефалит, асфиксия, родовые травмы, тяжелый рахит или сложные заболевания дыхательной системы в первые месяцы жизни – вот лишь несколько причин развития алалии. Работа с детьми с алалией

Впоследствии дети, страдающие этим заболеванием, с трудом осваивают лексическое богатство речи, затрудняются в построении фраз, неправильно произносят слова, заменяя отдельные звуки и переставляя их. Алалия бывает моторная (экспрессивная) и сенсорная (импрессивная). В первом случае ребенок все понимает, но сам не говорит (иными словами, наблюдаются проблемы с активной речью). Порой у таких детишек имеется собственная речь, которую не понимают окружающие. При сенсорной алалии, наоборот, ребенок не понимает речь окружающих потому, что нарушена работа речеслухового анализатора. Иными словами, ребенок все слышит, но не воспринимает речь так, как необходимо. Дети-алалики нуждаются в том, чтобы с ними проводились систематические логопедические занятия. Крайне необходимо начать их вовремя, ведь речевые проблемы затрудняют общение детей и со взрослыми, и с ровесниками, а это, в свою очередь, плохо влияет на психологическое состояние ребенка. Кроме этого, речь для ребенка-алалика не является средством развития. Иными словами, недостаточный запас знаний у таких детей – это следствие проблем с речью. Поэтому крайне важно минимизировать отставание детей с алалией от ровесников путем организации развивающих занятий.

Логопедическая работа при алалии

Логопедические занятия проводятся, как правило, индивидуально. Порой нескольких детей объединяют в группу, но перед этим определяются личностные и речевые особенности ребенка. Чтобы преодолеть это расстройство, родителям необходимо как можно больше общаться с ребенком. Разумеется, необходимо посещать специалистов, однако развивающие занятия для детей можно и нужно устраивать и дома. К примеру, обучая ребенка чему-либо, нужно несколько раз проговаривать каждое действие, многократно повторять названия всех предметов. Для детей-алаликов важна правильная подготовка к школе, которая тоже должна вестись совместно родителями, логопедом и психоневрологом. Важно принять во внимание, что ребенка нельзя заставлять говорить, если он не хочет. Все, что делается, должно предлагаться, а не навязываться. Этот принцип справедлив в работе с любым ребенком, но с малышом, имеющим речевые проблемы, - в особенности, чтобы не сформировалась эмоциональная блокада речи.

Отзывы