Сотрудничество со специалистами


Детский церебральный паралич относится к числу заболеваний, которые не излечиваются, но поддаются корректировке.

Коррекционная работа, которая проводится с малышом, должна быть комплексной и вовремя стартовать. С ребенком должны работать разные специалисты: педиатр и ортопед, реабилитолог и дефектолог, детский психолог, невролог и другие. Работа по лечению детского церебрального паралича – это и прием медикаментов, и различные процедуры, и лечебная физкультура, и занятия по развитию речи, и пребывание в санаториях. А координационным центром этой работы, ее «сердцем» должны быть родители.


Первыми специалистами, консультации которых понадобятся, являются неонатологи и педиатры. Советы о необходимости определенных физических упражнений, различных видов массажа и тепловых процедур исходят от физиотерапевта.

Сотрудничество с логопедомБольшую помощь семье, воспитывающей ребенка с ДЦП, может оказать и социальный работник. Социально-педагогическая работа с особыми детьми ведется по нескольким направлениям. Специалист посоветует, каким образом развивать ребенка, чтобы он был максимально приспособлен к окружающей среде. Социальный работник может быть посредником в привлечении к работе с ребенком и семьей специалистов разного профиля. Также он посодействует в установлении контактов с организациями, помогающими детям с ДЦП.

Главное в работе с ребятишками, страдающими ДЦП, - помощь должна прийти своевременно. Рассмотрим это на примере работы с логопедом.

Появление речи у детей с ДЦП зависит от многих причин, в частности, состояние интеллекта, степень поражения мозга. Логопед проконсультирует, как правильно работать над развитием речи ребенка. Чаще всего первые слова у таких малышей появляются в 2-3 года. Если коррекционная работа поставлена правильно и вовремя начата, к концу третьего года жизни в развитии речи может произойти резкий скачок. В четыре-пять лет уже могут появиться фразы, а позже (в 5-7 лет) речь интенсивно развивается.

Увеличение активного словаря у детей с ДЦП в раннем возрасте идет медленно, речь неразборчива. Отметим, что понимают дети больше слов, чем говорят (то есть пассивный словарь у них шире). Дети с ДЦП с трудом включают в речь глаголы, заменяя их зачастую словами, обозначающими предметы.

Сотрудничество со специалистамиЗамены происходят и на уровне фонетики: дети подменяют одни звуки другими. Такая ситуация также требует корректировки, так как если упустить это из вида, проблема может остаться насовсем и, как следствие, речь будет невнятной.

Порой родители не уделяют достаточно внимания развитию речи ребенка с ДЦП и обращаются к логопеду позже, чем нужно, - когда ребенку уже исполнилось 3-4 года. Многие дефекты речи в таком случае предупредить уже невозможно, и деятельность специалиста направлена на исправление имеющихся ошибок.

Поэтому работу над психо-речевыми нарушениями рекомендуют начинать, когда их еще можно предотвратить. Главный принцип здесь такой: время начала коррекционной работы зависит не от возраста, а от психо-речевого развития.

В младенчестве (доречевой период) работа специалистов направлена на развитие у ребенка эмоционального общения со взрослыми, стимулирование речевой активности, развитие сенсорных процессов, обучение движениям рук.

Когда ребенок становится старше, на первый план выходит обучение использованию различных предметов, речевому общению с окружающими, навыкам самообслуживания, а также формирование разных форм внимания и мышления. Игровая деятельность, формирование связной речи, развитие пространственных и временных представлений, подготовка к школе – это становится актуальным в дошкольном возрасте.

Вся эта работа возможна в сотрудничестве между различными специалистами, ставящими цель помочь ребенку с ДЦП.






Отзывы