Норма? Патология?  Задержка психического развития (ЗПР)

Постановка такого диагноза требует внимательного рассмотрения всех симптомов. К сожалению, многие врачи иногда пишут в медицинских картах «задержка психического развития» необоснованно.

Что такое ЗПР?

Это и не норма, и не патология, а слабовыраженное отклонение в психическом развитии. Недоразвитие речи, зрения и слуха, умственная отсталость – всего этого нет у детей с ЗПР. У них затруднена социальная адаптация и обучение. Почему это происходит? Причина в замедленном темпе созревания психики. Кроме этого, в каждом случае задержка развития может проявляться особо. Как правило, детям с ЗПР трудно заставить себя что-либо сделать (в таких случаях говорят о незрелости эмоционально-волевой сферы). По этой причине у ребенка неустойчивое внимание - он постоянно отвлекается. Может быть повышена двигательно-речевая активность. Нарушено у детей с ЗПР и восприятие. Они не могут построить целостный образ. К примеру, ребенок порой не может узнать предметы, которые ему известны, в незнакомом ракурсе. Причина этого кроется в том, что у таких детей недостаточны знания об окружающем мире.

Память у детей с ЗПР характеризуется тем, что они лучше запоминают материал, если он выражен наглядно, а не словесно. Более того, специалисты сделали вывод: после того, как детей с ЗПР обучили различным мнемоническим техникам, их показатели улучшились даже в сравнении с детьми, которые развиваются нормально. Часто у детей с ЗПР имеются речевые проблемы. Они связаны, прежде всего, с темпом развития речи. Кроме этого, отстают все формы мышления. Это отставание обнаруживается, как правило, когда ребенок решает задачи, где требуется словесно-логическое мышление. К моменту поступления в школу ребенок с ЗПР еще не может в полной мере анализировать и синтезировать, обобщать и сравнивать (эти качества необходимы для выполнения заданий, получаемых школьником). Однако отметим, что дети с ЗПР могут освоить общеобразовательную программу. Родители могут обратиться к детскому психологу в Минске (он есть, в частности, в центре раннего развития), чтобы проконсультироваться по поводу подбора программы, скорректированной в зависимости от особенностей развития малыша.

Каковы причины ЗПР?

Здесь мнения специалистов разделились. Часть считает, что причины ЗПР нужно искать в социальной сфере (неблагополучные семьи, недостаточное общение). Детей с ЗПР определяют как педагогически запущенных, труднообучаемых. Другие полагают, что причину ЗПР нужно связывать с органическими поражениями мозга, полученными во время беременности или родов. К примеру, считается, что риск ЗПР повышен, если мать во время беременности перенесла грипп или краснуху, если у нее диабет или порок сердца, токсикоз или токсоплазмоз. Опасно также курение и употребление алкоголя. Могут вызвать ЗПР и патологии родов (асфиксия, травмы).

Четыре типа ЗПР

Первый тип характеризуется ярко выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это так называемый психический инфантилизм. Дети с таким типом ЗПР часто бывают несамостоятельными, они сильно привязаны к маме и чувствуют себя беспомощными в ее отсутствие. Когда такой ребенок достигает школьного возраста, он все еще хочет только играть, поэтому ему трудно учиться. На первый взгляд отставание в развитии может быть не заметно, но если сравнить ребенка со сверстниками, он будет казаться младше. Что такое ЗПР? Ко второму типу относятся часто болеющие дети. Как следствие хронических инфекций и частых заболеваний, страдает и психическое состояние ребенка. Он быстро утомляется, у него низкая познавательная активность, поэтому он не может нормально развиваться. К этому же типу относятся дети из семей с гиперопекой. Если родители все делают за ребенка, он растет несамостоятельным и, как следствие, не в полной мере познает мир. Как правило, такое отношение характерно для семей с больным ребенком. Но отметим, что чрезмерная забота служит не на благо. Третий тип связан с семейной ситуацией. Причина задержки психического развития в данном случае – неблагополучные семьи, психические травмы. Агрессия и насилие ведут к тому, что ребенок будет несамостоятельным и безынициативным. Здесь можно говорить о ситуации, обратной предыдущему типу, - о гипоопеке. Ребенком никто не занимается, поэтому у него нет должных представлений о нормах поведения в обществе, он не может контролировать свое поведение. Чаще других встречается четвертый тип ЗПР - церебрально-органического происхождения. Основа для его выделения – недостаточность нервной системы вследствие патологии беременности и родов. Такие дети слабо проявляют эмоции, у них бедное воображение. Обращаем ваше внимание: при постановке диагноза крайне важно изучение всех факторов. Только тогда можно подобрать правильный путь решения проблемы.

Отзывы
Елена: 14 Сен. 2014

Помогите найти школу в Минске ребенку 6 лет у его ЗПР.