У вашего ребенка дисграфия?

Первое сентября. Ваш малыш впервые идет в школу. В каждой семье с этим связаны надежды, тревоги и ожидания. Многие детишки посещали до школы развивающие занятия, с будущими первоклассниками занимались и специалисты, и родители. А кто-то понадеялся, что всему научит непосредственно школа. И вот тетрадки юного ученика, к большому сожалению и учителей, и родителей, начинают пестреть нелепыми ошибками – повторяющимися, стойкими, необъяснимыми. Нужно присмотреться к этим ошибкам: возможно, это дисграфия. Впервые о нарушениях письма заговорили еще в конце XVIII века, но сам термин появился в середине XIX века в исследованиях В. Бенедикта – французского врача. Следует принять во внимание, что проблемы с письмом не появляются на пустом месте, и предположить, что они будут, можно еще при подготовке к школе. Сотрудничество родителей, дефектолога и психолога поможет избежать проблем, избавление от которых впоследствии отнимет больше времени. Дисграфия относится к тем явлениям, которые легче предупредить, чем потом лечить. Дисграфия у детейИтак, дисграфия определяется как проблемы с овладением письмом при нормальном интеллектуальном развитии малыша. Бывают случаи, когда вместе с дисграфией наблюдается дислексия (проблемы с чтением). В последнее время число случаев нарушения письменной речи у школьников многократно увеличилось. Есть данные, свидетельствующие, что проблемы с письмом испытывает треть учеников младших классов. Как же можно отличить дисграфические ошибки от других? Для подобной дифференциации нужно обратить внимание на следующее: - есть ли в работах ребенка специфические ошибки: замены, пропуски и перестановки букв, недописанные буквы, слоги и слова, зеркальное или как-либо иначе искаженное написание букв. Посмотрите также, ставит ли ребенок точку в конце предложения, есть ли в начале предложения заглавная буква, нет ли проблем с соблюдением полей, а также с колебаниями размера букв; - каково количество этих ошибок. Если их от пяти до нескольких десятков, насторожитесь; - насколько устойчивы ошибки, наблюдаются ли они и в списывании, и в диктантах, и в других видах письменных работ. Дисграфия у младших школьников Каждый ребенок – личность со своими особенностями. Кто-то делает все быстро, а кому-то нужно на выполнение определенного действия намного больше времени. Если медлительного ребенка постоянно торопить и осыпать упреками, то и учиться он будет намного хуже. А ведь такие детишки порой раздражают учителей и становятся объектом жалоб. Медлительного малыша нельзя переделать (невозможно изменить темперамент), однако попробуйте научить его чувству времени и большей организованности. Время имеет свой ритм и свое – пусть неосязаемое – течение. Начните с того, что будете ставить перед малышом будильник, а ребенок должен выполнить определенный объем работы до момента, когда раздастся сигнал. Так ребенок научится чувствовать время. Противоположность медлительным ребятишкам – торопливые. Кажется, он первый понял задание учителя, самым первым сдал работу – но каково ее качество? Такого ребенка нужно учить усидчивости и выработке аккуратности. Коррекция дисграфии Существует множество рекомендаций, направленных на преодоление дисграфии. Вот лишь несколько из них: - прежде всего, не поддавайтесь панике. Все можно преодолеть; - не заставляйте малыша писать как можно больше. Постоянные переписывания «на чистовик» или длинные диктанты бесполезны. Если вам советует это делать специалист, рекомендуем обратиться к другому; - не торопите ребенка; - не срывайтесь на малыше. Он такой, как есть, и не виноват в этом; - объектом вашего сравнения должны быть нынешние успехи ребенка с прежними неудачами, а не с более яркими успехами других детей; - верьте в успех – и пусть ваша уверенность передастся ребенку.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Дисграфия - проблема, которую нужно решить Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения? Дизорфография, или как подружиться с орфографическими правилами КНИГИ: Сербина Е. Развивающие игры для детей Степанов С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений Фельдчер Ш., Либерман С. “400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет”
Отзывы