Учим аутичного ребенка одеваться и раздеваться

Родители, посещающие с ребятишками детский центр развития, могут воспользоваться советами, которые дает детский психолог. Ниже – несколько его рекомендаций. У каждого малыша есть занятия, которые ему нравятся больше всего. Пусть эти занятия станут вашими помощниками в обучении ребенка определенным навыкам. Например, если кроха любит прогулки, при обучении одеваться помечтайте, куда вы отправитесь. К примеру, если ему по душе школа раннего развития, объясните, что вы пойдете туда только тогда, когда малыш оденется. После того, как процесс завершен, подойдите вместе к зеркалу, объясните, что вы видите, и не забудьте похвалить ребенка. Аутичному малышу проще освоить необходимые навыки в подобных, естественных ситуациях. Ребенку с аутизмом важно знать, что и в какой последовательности он должен делать и какого результата достичь. Учитывайте эту особенность. Можно сделать пошаговую инструкцию в картинках и поместить их в комнаты, где ребенок проводит время. К примеру, инструкция «Готовимся к прогулке» выглядит так: открываем шкаф – надеваем колготки - надеваем платье – обуваемся. Одеваем малыша: рекомендацииОбучаться какому-либо навыку проще, если действия многократно повторяются. В случае с обучением раздеванию подойдут повторяющиеся ситуации – при укладывании спать или в туалете. Первоначально нужно помогать ребенку снять одежду, затем взрослый только приспускает ее, а малыш завершает действие. При этом находиться нужно позади ребенка. В таком случае он будет ощущать, что все делает самостоятельно, но при этом понимать, что в случае необходимости ему помогут. Со временем нужно помогать малышу все меньше и меньше, но всегда быть готовым прийти на выручку, если у крохи что-нибудь не получится. Чтобы научить малыша одеваться, психологи советуют создать типовую ситуацию. Понаблюдайте, где малыш любит сидеть, на каком стуле, разложите одежду в наиболее удобном порядке. Естественно, нужно предусмотреть и поощрение для ребенка. В одном случае поможет любимая игрушка, в другом – ваша фантазия (поиграйте с крохой, покружите его, расскажите любимую историю). Для начала важно хвалить ребенка за то, что «мы вместе надеваем колготки», а кроха сидит. Затем начинайте подтягивать колготки ручками малыша. Затем подключайте действия ребенка все ближе и ближе к началу процесса. Обязательно хвалите его за самостоятельность – даже малейшую! Но при этом поощрение должно быть дифференцированным. Чтобы похвала была ценной, меньше хвалите за действия, которые уже освоены, и больше за те, которые ребенку удаются меньше. Пройдет время, и диапазон поощрений расширится. Это и словесное поощрение, и различные игры (пальчиковые, тактильные, двигательные), и игрушки, и любимая еда. Специалисты подчеркивают: очень важно формировать у ребенка определенные ритуалы, которым можно постоянно следовать. К примеру, на прогулку лучше отправляться в одно и то же время, одеваться в одном и том же месте. Обязательно наблюдайте за состоянием малыша и действуйте по ситуации. Например, в одном случае нужно подождать, пока ребенок наденет свитер, в другом – помочь ему или даже совершить необходимые действия за него. Чтобы сформировался стереотип поведения, ритуал должен стать для малыша чем-то естественным, совпадающим с внутренним ритмом крохи.

Отзывы