Виды нарушений письма

- У моего малыша не наблюдалось никаких отклонений в развитии. Специальные занятия по подготовке детей к школе он, правда, не посещал, но все необходимые осмотры специалистов мы проходили. Когда же сын отправился в первый класс, начались проблемы. Пишет ужасно: то пропускает буквы, то добавляет лишние, то приставку от слова отделяет. Что же за беда такая? – спросила на приеме, который вел логопед для детей, мама Сашеньки. Дефектолог выявил, что у ребенка дисграфия – проблемы с овладением письменной речью.

Каковы же виды дисграфии?

При артикуляционно-акустической форме дисграфии малыш пишет то, что произносит. То есть если он говорит «колидор», то и писать будет точно так же. И пока произношение звуков не скорректировано, бороться с ошибками на письме бесполезно: письмо с опорой на проговаривание у ребенка все равно правильным не будет. Виды нарушений дисграфии Еще одна форма нарушений письма – акустическая. Она возникает потому, что ребенок не различает фонетически близкие звуки речи и поэтому заменяет буквы, им соответствующие. Иными словами, малыш передает на письме то, что он слышит, а не то, что ему говорят. И тут все зависит от того, как именно он слышит – точно или приблизительно. Если звуковой образ нарушен, искажается все слово. Ведь важен каждый звук. У ребенка с акустической дисграфией вместо «лук» получается «люк», вместо «любит» - «лубит» (то есть он неправильно обозначает мягкость согласных). Кроме этого, смешиваются звонкие и глухие, свистящие и шипящие. И в результате вместо «кашки» выходит «каска», а вместо «мишки» - «миска». Симптомы дисграфииВ некоторых случаях дисграфия появляется из-за нарушения у ребенка языкового анализа и синтеза. В этом случае возможны следующие проблемы: - в словах могут быть пропущены буквы и слоги («книга» - «кига», «собака» - «сока»); - могут наблюдаться перестановки букв и слогов («стол» - «тсол»); - малыш может записывать слова не до конца («кошка» - «кошк»); - если ребенок проговаривает то, что пишет, и долго «поет» звук, может возникнуть обратное явление – лишние буквы («коошка»); - буквы или слоги могут повторяться («детити» - «дети»); - бывают и случаи контаминации (в одном слове объединяются два): «копит» вместо «кот спит»; - предлог может быть написан слитно со следующим за ним словом, а приставка, наоборот, отделиться («настуле» - «при шла»). Классификация дисграфииВследствие недоразвития грамматического строя речи возникает аграмматическая дисграфия. Она проявляется обычно чуть позже, когда ребенок уже овладевает письмом и начинает изучать грамматические правила. И именно в это время становится ясно, что у него никак не получается освоить те из них, согласно которым слова изменяются по падежам, родам и числам. Ребенок пишет неправильно окончания слов, допускает ошибки в согласовании слов между собой. Так появляются сочетания «она пошел», «девочки бежит» и «красная платок». Кроме этого, возникают трудности с синтаксисом (малыш неправильно строит предложения, пропускает слова, нарушает смысловые связи в предложении и в тексте). Если у ребенка недостаточно сформирован зрительный анализ и синтез, а также зрительно-пространственные представления, может возникнуть оптическая дисграфия. В этом случае ребенок смешивает и взаимозаменяет буквы, которые: - похожи по рисунку (З – Э), - отличаются какими-либо элементами (Л – Д), - состоят из одинаковых, но при этом по-разному расположенных элементов ((Н – П). К этому же типу дисграфии относится и зеркальное изображение букв. Хотим напомнить, что дисграфию можно преодолеть. Нужно лишь приложить определенные усилия.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: У вашего ребенка дисграфия? Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения? Дизорфография, или как подружиться с орфографическими правилами КНИГИ: Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша
Отзывы