Дислалия: функциональная и механическая


- Мой ребенок не произносит звук [р]. Помогите нам, пожалуйста!

С такими просьбами к детскому логопеду нередко обращаются родители малышей, посещающих центр развития детей. Зачастую, кстати, бывает так: родители просят устранить проблему с произношением определенного звука, а выясняется, что ребенок неправильно произносит не один звук, а несколько.

Проблемы со звукопроизношением называются дислалией. Она бывает функциональная и механическая. Для устранения и той, и другой нужны услуги логопеда.

Если у ребенка артикуляционный аппарат в норме, а звуки произносятся неправильно, говорят о функциональной дислалии.

Одна из причин ее возникновения кроется в семье, точнее в стиле общения с ребенком. Порой взрослые подстраиваются под речь малыша, сюсюкают с ним, разговаривают на «детском» языке. А ведь малыш воспринимает речь людей, его окружающих, как образец.

Неверными образцами и, как следствие, причиной возникновения дислалии является и неправильная речь маленьких детей, с которыми постоянно общается ребенок. Проблемы могут возникнуть и если малыш постоянно слышит искаженную речь взрослых (неясную, косноязычную или диалектную).

Причина появления дислалии может скрываться и в нежелании родителей уделять должное внимание развитию речи ребенка. Если взрослые не исправляют ошибки крохи, не обращаются вовремя к детскому логопеду, неправильное произношение может закрепиться.

Дислалия может возникнуть и в ситуации двуязычия, если ребенок, разговаривающий на двух языках, будет переносить произносительные особенности одного языка на другой.

Неправильное звукопроизношение может появиться и вследствие недоразвития фонематического слуха. В этом случае ребенку трудно различать звуки, отличия которых заключаются в тонких акустических признаках (к примеру, звонкие и глухие, шипящие и свистящие).

С другой стороны, если малыш заменяет звуки, это может затруднить формирование у него фонематического слуха. Впоследствии это может вылиться в общее недоразвитие речи.

До десяти процентов случаев дислалии возникли на фоне проблем со слухом. В этом случае зачастую ребенок не различает шипящие и свистящие, звонкие и глухие согласные.

Нарушения звукопроизношения отмечаются более чем у половины детей-олигофренов.

Органическими дефектами костного и мышечного строения речевого аппарата вызывается механическая (органическая) дислалия.

Часты случаи возникновения дислалии из-за укороченной подъязычной связки (уздечки языка). Так как короткая уздечка не дает языку высоко подниматься, возникают проблемы с произношением звуков.

Трудности может вызвать и язык: если он маленький и узкий или наоборот, слишком большой.

Аномалии прикуса и, следовательно, трудности со звукопроизношением возникают и вследствие дефектов строения челюстей. Есть несколько вариантов неправильного прикуса:

- если верхняя челюсть выдвигается вперед и поэтому нижние передние зубы не смыкаются с верхними, это прогнатия;
- когда вперед выступает нижняя челюсть и ее передние зубы выступают впереди зубов челюсти верхней, это прогения;
- если при смыкании челюстей между зубами остается промежуток, говорят об открытом прикусе. Он бывает передний и боковой.
Дислалия может вызываться и неправильным строением зубного ряда (к примеру, расщелинами между зубами).
Правильной артикуляции звуков может мешать и неправильное строение нёба, а также толстые губы или укороченная верхняя губа.
Детский логопед посоветует, какую работу нужно проводить по коррекции дислалии, чтобы речь малыша пришла в норму.



Отзывы