Занимаемся с детьми дома

Педагоги центров раннего развития могут добиться многого. Да, комплексный подход к проблеме ДЦП (коррекционные методики, услуги логопеда, физиотерапевта, невролога, занятия по логоритмике и проч.) сам по себе весьма эффективен, но дает гораздо лучший результат, если его комбинировать с искренней родительской заботой и постоянными упражнениями дома. Физическая сторона вопроса Основные цели физических занятий – сбалансировать мышечные сокращения, минимизировать количество непроизвольных движений, развить мелкую моторику. Пораженные мышцы ребенка необходимо постоянно стимулировать, растягивать, а главное – постепенно учить самого малыша осознанно их напрягать и расслаблять при необходимости. Подобные занятия нужно начинать как можно раньше, так как с ходом времени патологические, неестественные движения и позы становятся для ребенка привычными и «комфортными». Именно по этой причине у многих детишек с ДЦП наблюдается бурная отрицательная реакция на любую попытку физкультурной терапии. Справиться с нежеланием малыша заниматься часто получается благодаря упражнениям в группе, которые пробуждают в мальчиках и девочках врожденную тягу к подражанию. Более того, практика показывает, что ребята постарше гораздо лучше усваивают информацию именно на таких «общих тренировках». Борьба с задержкой речи В случаях, когда отсутствует выраженная патология мозга или слухового аппарата, причиной задержки речевого развития обычно является элементарный недостаток общения. Для успешной коррекции задержки данного типа важно обеспечить малыша необходимым количеством социальных контактов, общением и соответствующими игрушками. Папам и мамам необходимо помнить, что их чадо отлично воспринимает не только слова, тембр голоса, его высоту и даже оттенки интонации, но и самые легкие прикосновения. Логопеды и специалисты по логоритмике советуют родителям как можно чаще брать малышей на руки и двигать их ножками и ручками в такт красивой, тихой музыке. «Игротерапия» для детей с ДЦП Активные игры-упражнения способствуют повышению уровня внимательности, помогают ребятам с психофизическими особенностями успешно осваивать навыки движения, запускают механизмы самовосстановления их нервной системы. Идеальный вариант «работы над собой» для ребенка с ДЦП – игры, в процессе которых малыш одновременно и веселиться, и развивает полезные двигательные навыки. Например: • «Перчатки-варежки» - пальцы рук имитируют соответствующие движения, будто надевают перчатки или варежки. • «Коза-бодака» - пальцы сжаты в кулак, а указательный со средним выпрямлены и «пытаются забодать» всех вокруг. • «Привет, пальчик!» - пальцы одной руки (от указательного до мизинца) поочередно «здороваются» с большим пальцем, прикасаясь к нему. • «Нарисуй кружок!» - пусть малыш попытается «нарисовать» круг в воздухе, используя указательный палец в качестве «карандаша». Когда ребенок освоит эти манипуляции, родители вполне могут усложнять их и даже придумывать свои собственные интересные игры. Развитие сенсорного восприятия У мальчиков и девочек, страдающих от ДЦП, наряду с двигательными расстройствами часто встречаются дефекты зрения и чувствительности, что серьезно мешает их познавательной деятельности. К счастью многие из этих дефектов поддаются коррекции при условии достаточного упорства со стороны взрослых. Для тренировки визуального восприятия полезно перемещать яркие игрушки перед глазами ребенка, позволяя ему следить за их движением. Если малыш уже научился понимать речь, значит, его пора приучать находить разнообразные предметы взглядом по устной просьбе отца или матери, а также сопоставлять вещи по форме, цвету, размеру и т. д. При нарушении тактильной чувствительности специалисты рекомендуют как можно чаще играть в «волшебный мешочек». Задача малыша в этой игре – на ощупь отыскивать предметы, помещенные внутрь, основываясь на их описании (твердый, квадратный). Чем большее количество всевозможных игр доступно ребенку, тем лучше. И все же самыми важными факторами, определяющим успешность развития детишек с ДЦП, являются родительское терпение, упорство и неудержимое стремление сделать все возможное для здоровья и счастья своего чада.

Отзывы