Занятия при дизартрии с ДЦП.

Различные формы дизартрии зачастую сопровождают детский церебральный паралич. В таком случае говорят о тяжелой форме дизартрии. Детям, страдающим этим заболеванием, помогает дефектолог, а логопедические занятия проводятся в детских садах и школах для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Там же можно получить и консультации логопеда для родителей. Однако занятия при дизартрии с ДЦП могут проводить и сами родители. Чтобы оказать ребенку помощь, следует знать особенности этого заболевания. Нужно учитывать, что ребенок, страдающий ДЦП, слабо ощущает или не ощущает вовсе кинестезии (движений губ, языка и других органов речи). Поэтому акцент нужно делать на развитие кинестетических ощущений. Усадив ребенка напротив, покажите на свой язык или губы и проговорите, что именно вы показываете. Теперь пусть ребенок покажет, где у него язык, а где – губы. Впоследствии ребенок будет показывать язык и губы у куклы, на рисунке. Ну а через несколько занятий попросите малыша закрыть глаза, показать на себе эти органы и назвать их. Занятия при дизартрииТеперь можно двигаться дальше и переходить к развитию мышц речевого аппарата. Это необходимо, так как у ребенка с ДЦП есть проблемы с подвижностью мышц и, следовательно, с восприятием ощущений от этих движений. Консультации логопеда для родителей помогут определить, какие именно мышцы у ребенка развиты хуже, и таким образом выяснить, какие упражнения следует делать – гимнастику для языка или, скажем, для губ. Выполняя комплекс упражнений для органов речи (артикуляционную гимнастику), необходимо задействовать все органы чувств. К примеру, когда вы с малышом выполняете упражнения на развитие мышц языка, включайте в работу органы зрения и слуха. Каким образом? Поставьте перед ребенком зеркало, чтобы он видел, что делает. Проговаривайте все, что происходит, чтобы он не только наблюдал за процессом, но и слышал о нем. Можно подключить и тактильные ощущения: попросите ребенка коснуться языка. Таким образом артикуляционная гимнастика превратится в гимнастику головного мозга и всей центральной нервной системы. Помимо упражнений для органов речи необходимо делать массаж мышц речевого аппарата. Нужно проконсультироваться у специалиста, чтобы делать массаж правильно. Впоследствии научите этим приемам и ребенка. Занятия при дизартрии в форме игры

Важно тренировать не только органы речи, но и нижнюю челюсть. У ребенка с ДЦП мышцы челюсти слабо развиты, и, кроме этого, у них повышен тонус. Это состояние поддается коррекции.

Если попросить ребенка выдвинуть нижнюю челюсть или опустить ее, он не сделает этого и не поймет, что вы от него хотите. Нужно превратить занятие в игру. Попросите малыша вспомнить и показать, как каркает ворона, как она «обедает», держа в клюве еду. Таким образом ребенок попробует зафиксировать рот открытым. Результат подобных упражнений – развитие ощущений от движений нижней челюсти. В дальнейшем усложните задание. Пусть ребенок удерживает нижнюю челюсть в определенном положении, пока вы считаете. Думаем, нет нужды подчеркивать, что логопедические занятия должны проходить как веселая игра. Только в этом случае они будут результативными.

Отзывы