Дети-вундеркинды – подарок судьбы?


Вундеркинд (чудесное дитя) – это слово сегодня не столь популярно, как раньше. Если полистать подшивки периодики прежних лет, достаточно часто можно встретить статьи об одаренных детях, которые, к примеру, в 12-13 лет уже учились в вузах. Однако крайне мало материалов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь.

Справедливости ради отметим, что имена и судьбы некоторых детей, которых щедро одарила природа, известны всем. Моцарт – один из величайших композиторов – первые музыкальные пьесы написал в пять лет, а в восемь стал автором своей первой симфонии. Лев Ландау, выдающийся физик, в 14 лет уже был студентом. Ника Турбина с четырех лет писала стихи (точнее, за ней записывали мама и бабушка).

Быть чудо-ребенком - это тяжелый труд. Психологи даже применяют термин «синдром бывшего вундеркинда» для обозначения невроза, вызванного болезненным самолюбием, желанием все время демонстрировать способности. Вероятно, не случайно крылатая фраза «Горе от ума» принадлежит А.С. Грибоедову, который уже в шесть лет знал три иностранных языка, а в 11 лет стал студентом Московского университета…

Ваш ребенок вундеркинд?Бывают случаи, когда родители, заметив одаренность ребенка, так акцентируют на этом внимание, что малыш постоянно вынужден оправдывать ожидания старших. Он живет ради того, чтобы быть всегда и во всем лучшим. Порой такие дети столь перегружены, что и детства у них как такового нет.

Однако специалисты-психологи, которые занимались изучением вундеркиндов, пришли к выводу: только небольшая часть (примерно десять процентов) сверходаренных детей развивает таланты настолько, что достигает небывалых высот, будучи взрослыми. Что же с остальными? Ровесники, в раннем детстве не отличающиеся ярким талантом и даже не выделяющиеся на общем фоне в школе раннего развития, в детском саду или во время подготовки ребенка к школе, став взрослыми, догоняют, а то и перегоняют бывших юных гениев.

С другой стороны, проблемой может стать и невостребованность юного дарования. К примеру, не заметили родители одаренность ребенка или, что еще хуже, не захотели замечать и начали «загонять» нестандартного малыша в стандартные рамки.

Дени Дидро говорил, что «гений падает с неба, но лишь в одном случае на сто тысяч он попадает в дворцовые ворота, а в остальных случаях падает мимо». Иными словами, неверные подходы в воспитании и обучении оказывают свое влияние. К таким детям необходим индивидуальный подход, чтобы из одаренного малыша не вырос человек с синдромом неудачника. Родители, центр раннего развития – все должны прилагать усилия для поиска «золотой середины» в воспитании яркого дарования, чтобы малыш рос в гармонии с собой и окружающим миром, чтобы помочь в раскрытии таланта и минимизировать возможные трудности.

А они, повторимся, могут быть! В частности, часто у «чудо-детей» возникают проблемы в общении. Они привыкают повсюду быть первыми, лучшими, и это мешает им адаптироваться в коллективе да и просто дружить. Кроме этого, следует учитывать особенности детской психики. Опережая ровесников в чем-либо одном, вундеркинды могут отставать от них в чем-то другом.

Чудо-ребенок прежде всего ребенок, следовательно, у него должны быть все возможности для всестороннего формирования личности и раскрытия себя.

Отзывы