Детская арт-терапия. Заповеди и рекомендации


Ведь она позволяет выявлять и побеждать самые глубокие переживания и страхи малышей при помощи творчества.

Простота метода арт-терапии

Многие родители, сами того не подозревая, довольно часто используют приемы арт-терапии в процессе игр с собственными детишками. Например, просят сына или дочь нарисовать волнующую проблему, а потом внести в получившийся рисунок определенные изменения, превратив его тем самым в забавную и вполне позитивную картинку.

После такого «урока рисования», ребенок, как правило, постепенно начинает менять свое отношение к жизненным ситуациям и трудностям, которые еще совсем недавно казались ему непреодолимыми. Так что, если ваше чадо боится, скажем, «подкроватного монстра» (один из самых распространенных детских страхов), предложите изобразить его на рисунке, дорисовав смешные уши, пушистый хвост, добрую улыбку и проч. Ну разве можно бояться такого умильного существа?

Заповедь арт-терапии №1: Никакого стеснения!

Самый главный из законов арт-терапии звучит следующим образом: «Раз и навсегда забудьте о стеснительности». Тот факт, что ваш ребенок не художник и не скульптор, а нарисованную им лошадь легко спутать с курицей, никоим образом не должен иметь значения.

Более того, нужно понимать, что в задачи арт-терапии не входит «нарисовать (вылепить) красиво». Скорее даже наоборот. Гораздо важнее «выплеснуть» эмоции в виде накопленного стресса, позволить собственному подсознанию «отправить сигнал» посредством рисунка, инсталляции и т. д.

Заповедь арт-терапии №2: Самостоятельный анализ

Созданный «шедевр» изобразительного искусства должен анализировать в первую очередь сам автор, безо всяких «подсказок» со стороны взрослых. Это необходимо для того, чтобы в процессе созерцания ребенок научился узнавать новую информацию, как о самом себе, так и о своих проблемах.

В случае, когда достичь «инсайта» (внутреннего взаимопонимания с собственным «Я») не удается с первой попытки, рисунок или фигуру стоит сохранить с целью возвращения к ее анализу через некоторое время. Кстати, весьма полезно заниматься этим в различном настроении.

Заповедь арт-терапии №3: Работа с подсознанием не требует понимания

Если, например, занятия по подготовке к школе предполагают понимание ребенком всего процесса обучения, то арт-терапия довольно часто вызывает у детей искреннее удивление. Выражая свои переживания посредством рисунка или лепки, малыши не до конца осознают, что именно они делают и главное – с какой целью и, как следствие, начинают беспокоиться: «Все ли я рисую (леплю) правильно?».

Чтобы избавить сынишку или дочурку (а заодно и самих себя) от такого рода волнений, родители должны четко уяснить, что эффективность арт-терапии совершенно не зависит от уровня понимания ее механизмов. Ведь она воздействует именно на подсознание, которое, как известно, недоступно для нашего разума.

Полезная информация и советы от специалистов центра «Логопед плюс»:

• Оптимальным видом арт-терапии для ребят, имеющих проблемы с излишней агрессивностью и склонных к негативным, разрушительным эмоциям, является лепка. Рисунки обычно раздражают таких детишек.

• В процессе занятий уделяйте особое внимание разнообразию цветовой гаммы «рабочих инструментов»: карандашей, мелков, фломастеров и т. д. На первых порах старайтесь применять краски и кисти, которые гораздо пластичнее карандашей, что способствует раскрепощению малыша.

• Начинать занятия всегда лучше с создания рисунков. В качестве же заключительной стадии арт-терапии обычно используются коллажи, вырезанные из журналов.

• Любые арт-терапевтические рисунки необходимо создавать от руки, без участия вспомогательных приспособлений, вроде циркуля и линейки.

• Тематику рисунков имеет смысл подбирать, исходя из традиционных общечеловеческих архетипов, таких как семья, человек, дом и проч. Причем, крайне важно, чтобы малыш самостоятельно, без вмешательства взрослых, создал и переделал изображение.


Арт-терапия приносит пользу и детям, и взрослым, помогая решать множество «детских» и «взрослых» проблем, а регулярные занятия позволяют вовремя замечать любые «неполадки» во внутреннем мире личности, включая неосознанные. Ведь арт-терапия – это своеобразная «дверь во внутренний мир» глубинных переживаний и удивительных открытий!

Отзывы