Лингвисты в коротких штанишках

Талант автора этих произведений многогранен. Корней Иванович Чуковский известен как публицист, критик, переводчик, литературовед. А его книга «От двух до пяти» посвящена еще одному увлечению автора - словесному творчеству малышей. Остановимся на этом феномене и мы.

Часто в разговорах родителей, которые приводят ребятишек в центр развития ребенка, можно услышать:

- А мой-то вчера дворника подметальщиком назвал, а себя – правдуном. И где он только таких слов набрался? Мы ведь дома так не говорим!

- Как интересно! Что-то мое чадо ничего подобного не изобретает!

На восклицание второй мамы отреагируем сразу: прислушайтесь к речи ребенка. Нужно только захотеть, и вы тоже услышите подобные «неправильные» слова, а также грамматические формы. Детское словотворчество – неотъемлемая часть становления речи малыша. Пик этого явления приходится на дошкольный возраст. В это время зарождается и развивается наглядно-образное мышление, а также складывается представление о закономерностях строения слов. Именно поэтому ребенок и создает новые слова: он анализирует и обобщает имеющиеся знания.

Детское словотворчествоВ этом возрасте чистое подражание замещается самостоятельной деятельностью – речевой и мыслительной. Однако ребенок все равно продолжает подражать взрослым. Вспомним маму, утверждающую, что в доме не произносятся слова, которые она услышала от ребенка. Верно, именно такие слова не звучат, а подобные? Вот тут-то и выясняется одна из главных закономерностей детского словесного творчества: речь взрослых является основой для «строительства» новых слов по имеющимся моделям.

Чаще всего детишки создают новые слова, присоединяя к знакомым основам известные – но неуместные в конкретных случаях – суффиксы и приставки.

Рассмотрим, как получилось слово «подметальщик». Ребенок увидел человека, подметающего улицу, проанализировал ситуацию и синтезировал увиденное в тут же придуманном слове, которое построено по аналогии с имеющимися в словаре ребенка. Корень указывает на действие, а суффиксы – на единственное число, мужской род и производителя действия. Да, в русском языке нет слова «подметальщик», но зато есть «рисовальщик», курильщик», «носильщик». Эти слова ребенок слышал, а как называют «дядю, подметающего улицу», он еще не знает. Ну что ж, если такого слова еще не было, его надо придумать!

Лингвисты в коротких штанишкахКорней Чуковский фиксирует в своей книге прелестное словечко «шишенята». Это, как нетрудно догадаться, маленькие шишки. Что ж, вполне логично: если можно сказать «ягнята» и «поросята», то чем плохи «шишенята»? Вышеупомянутое слово «правдун» образовано по такой же схеме: если того, кто лжет, называют «лгун», то о человеке правдивом говорят, естественно (с точки зрения ребенка), «правдун», а о любителе спать – «спун». Коль есть слово «странности», то почему бы не появиться «страшностям»? Если есть «снежинки», почему бы не быть «пургинкам»?

Не менее очаровательны детские словечки, образованные приставочным способом. Говорим же мы «налить», «набросать», а ребенок по этому же образцу изобретает «набулькать». Если собака пасть разинула, что ей мешает зазинуть?

Новые слова прекрасно выходят и в результате сложения основ, а также отдельных слов. Таким образом получились, к примеру, «сумасошлатая» тетенька и «лучшевсехняя» мама.

Повторим, что даже если нам очень хочется восхититься оригинальностью мышления ненаглядного чада, сколь бы мы не пытались убедить себя и других, что ребенок изобретает новые слова сам, что ничего подобного он ранее не слышал, - это, увы, неверно. Детское словесное творчество имеет в основе ранее усвоенные образцы. Другой вопрос, насколько внимательны родители, могут ли они точно сказать, где ребенок услышал тот или иной пример, когда он обратил внимание на слово, по аналогии с которым сейчас изобрел свой маленький лингвистический шедевр.

Занятия для малышейОригинальные слова и словоформы получаются у детишек в процессе овладения грамматическими нормами языка. Не зря русская грамматика считается одной из самых сложных для усвоения иностранцами! Ребенок не скован условностями, поэтому грамматика у него своя, удобная и, по его мнению, правильная. В ней есть и «ухи», и «человеки», и «ребенки» (малышу сложно понять, почему для обозначения единственного и множественного числа используются слова с разными основами). Ну а проблемы с использованием пар «класть - положить», «ловить - поймать», к сожалению, у некоторых носителей языка не исчезают и после получения диплома о высшем образовании.

Словесное творчество изменяется в зависимости от возраста ребенка. В этом несложно убедиться. Площадкой для небольшого лингвистического эксперимента могут стать занятия для малышей, которые предлагает школа раннего развития. Покажите ребенку изображения людей, совершающих какие-либо действия, и спросите, что на картинке. Ответ младшего дошкольника будет описательным («дядя едет на лошадке»). Четырехлетний ребенок, помимо описания ситуации, придумает слово, ее обозначающее («дядя на лошадке – лошадист»). Дети постарше сразу назовут слово («лошадник», «лошадист»). Ну а старшие дошкольники уже используют для обозначения увиденного общепринятое, «взрослое» слово.

Этот эксперимент объясняет, почему словотворчество угасает по мере развития ребенка. Словарь старшего дошкольника увеличивается настолько, что в изобретении новых слов уже просто нет необходимости.

Остановимся на еще одной стороне освоения языка нашими детьми. Порой ребенок пробует объяснить значение слов, основываясь на их внутренней форме. В результате получаются такие рассуждения: «Дядя, который курит, называется курятник», «Мама сначала сердится, а потом удобряется».

В некоторых случаях познание языкового богатства идет способом переделывания непонятного слова, подгонки его под знакомые образцы. К примеру, неясное слово «экскаватор» малыш преобразует в «песковатор», а «будильник» - в «звонильник». В языкознании аналогичное явление называется ложной (народной) этимологией. Хрестоматийные примеры: «гульвар» вместо непонятного заимствования «бульвар», а вместо поликлиники - «полуклиника».

Подводя итоги, скажем: словесное творчество – важный этап знакомства ребенка с миром. Вслушивайтесь в речь малыша, наслаждайтесь ею, ведь период этот прекрасен и быстротечен.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Воспоминание о будущем лете
Разговариваем с ребенком… правильно
Какая ты красавица, или воспитание у детей уверенности в себе

КНИГИ:
Гинтарас Хоментаускас. "Семья глазами ребенка"
Корчак Януш. "Право ребенка на уважение"
Баркан А.И. "Плохие привычки хороших детей"

Отзывы