Главный урок Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году. Ее родина – итальянский городок Кьярвалле. С детства Мария училась отстаивать право на собственное мнение. Преодолев сопротивление отца, она поступила в гимназию для юношей, а затем продолжила обучение на медицинском факультете университета, хотя врачами в Италии могли быть только мужчины. В 1896 году она становится первой в стране женщиной-врачом. Еще будучи студенткой, Мария Монтессори работала с детьми, систематическим обучением и развитием которых в то время никто не занимался. Дети с отклонениями в развитии были исключены из поля зрения педагогов и психологов. Психически больных людей лишь изолировали от общества. Мария Монтессори решила изменить ситуацию и начала разрабатывать систему, цель которой – стимулировать ребенка к саморазвитию. Сначала площадкой для исследований становится институт экспериментальной психологии при университете в Риме, а затем – Ортофреническая школа. Это было первое в Европе учебное заведение, в котором обучались дети с отклонениями в развитии. В 1900 году Мария Монтессори возглавила школу, и спустя некоторое время на олимпиаде школьников в Риме произошла сенсация. Ученики Марии Монтессори продемонстрировали в письме, чтении и счете результаты, позволившие им обойти обычных, «нормальных», школьников. Так выяснилось, что занятия для детей по системе Монтессори эффективны.

Главный урок Марии Монтессори

Мария Монтессори решает распространить эксперимент и на здоровых детей. И в 1907 году в Италии открывается первая «Монтессори-школа». По мнению знаменитого педагога, человек не может получить знания, умения и навыки, если сам этого не захочет. Быть образованным по принуждению нельзя. Либо человек захочет научиться чему-либо сам, либо это не произойдет вообще. Поэтому Монтессори полагала, что занятия для малышей будут эффективны, только если они учитывают периоды интереса ребенка к определенному виду деятельности (сензитивные периоды). К примеру, очевидно, что двухлетний ребенок осваивает родной язык легко и естественно, без видимых усилий, которые необходимы взрослому для изучения иностранного языка. Эта способность сохраняется до семилетнего возраста. Главный урок Марии Монтессори Мария Монтессори реформировала как содержательную, так и формальную сторону обучающего процесса. Школа раннего развития, работающая по системе Монтессори, обходится без парт и без учительского стола. Развивающая среда – главное в этой педагогической системе – должна быть построена так, чтобы постоянно поддерживать познавательную активность ребенка и предоставлять ему свободу выбора деятельности. Место парт занимаются маленькие столики и коврики, которые ребенок может перенести в любое место и заняться тем, что его в данный момент интересует. А возможность для развития предостаточно. Монтессори-класс зонирован, и в каждой зоне собран соответствующий дидактический материал, разработке которого Мария Монтессори уделяла пристальное внимание. В зоне практической деятельности («жизненной практики») ребенок учится самообслуживанию. Материалом для развития зрения, слуха, осязания и обоняния наполнена зона сенсорного развития. Операции с цифрами осваиваются, соответственно, в зоне математической. Пополнению словарного запаса, обучению чтению и письму служит языковая зона, а создание целостной картины мира происходит в «космической» зоне. В Монтессори-классе, как уже упоминалось, отсутствует учительский стол. Но это не означает, что дети предоставлены сами себе. Педагог не сидит за столом, но работает с каждым ребенком индивидуально – либо за его столиком, либо на коврике. Ребенок обращается к учителю за помощью, а педагог вмешивается в деятельность только по необходимости. Центр развития ребенка, работающий по системе Монтессори, предоставляет каждому малышу право на самостоятельность. Главный урок Марии Монтессори Занятия по системе Монтессори не могут проходить в полной тишине, потому что требуют большого количества передвижений и иных действий. Но при этом соблюдается один из главных принципов: уважение. Уважение к ученикам, к учителю, к себе самому. Поэтому даже придя на занятия с ребенком двух лет в центр развития ребенка в Минске вы увидите, что и таких малышей учат убирать игрушки, чтобы другие могли воспользоваться ими, не шуметь, когда требуется тишина, и т.д. Методика Марии Монтессори предполагает использование индивидуальные учебные материалы, поэтому каждый ребенок может развиваться в своем темпе. Таким образом, в классе могут одновременно идти занятия для детей разного уровня способностей и разного возраста. К сожалению, в этой замечательной системе есть существенные недостатки. В частности, она не рассчитана на «правополушарных» детей, более склонных к творчеству, а не к аналитической деятельности. Педагогика Монтессори не уделяет внимания творческим играм, рисованию, чтению сказок. Акцент делается лишь на прагматичной составляющей, на «полезности» любой деятельности. Не подойдет такая система аутичным детям, которые могут окончательно замкнуться, а также гиперактивным, которым будет трудно взаимодействовать с другими участниками группы. Однако, несмотря на это, идеи Марии Монтессори ценны и актуальны прежде всего потому, что главное в них – ребенок как уникальная, неповторимая личность.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Система Марии Монтессори Лоскутки, таблички и… бирюльки Пять дружных чувств, или об играх для развития сенсорных способностей детей КНИГИ: Галигузова Н., Смирнова Е. “Ступени общения: от 3 до 6” Б. С. Волков, Н. В. Волкова “Детская психология в вопросах и ответах” Громова О.Е. “Путь к первым словам и фразам”
Отзывы