Словесный пинг-понг, или Развиваем мышление, играя

Он познает окружающее разными способами: производя действия с предметами (это наглядно-действенное мышление), представляя предметы и явления (это мышление наглядно-образное), а также с помощью слов и рассуждений (такой вид мышления называется словесно-логическим). На каждом возрастном этапе преобладает развитие определенного вида мышления. К примеру, наглядно-действенное наиболее активно развивается с трех-четырех лет. Словесно-логическое мышление выдвигается на первый план к 6-7 годам. Это следует учитывать, тогда подготовка к школе станет максимально эффективной. Есть много игр, направленных на развитие разных видов мышления. Используя их, вы сможете организовать занятия для детей дома. Много времени это не займет, а результат вас непременно порадует. Разумеется, можно посещать и развивающие занятия для детей, которые предлагаются специализированными центрами, где детский психолог посоветует, как наилучшим образом заниматься с малышом. Игры на развитие мышления у дошкольниковИтак, играем! Покажи кукле квартиру Предложите малышу отправиться в путешествие по квартире, но не в одиночестве, а с любимой куклой. Пусть малыш покажет кукле все, что есть в доме, назовет вещи и предметы и объяснит, зачем они нужны. Ну а кукла будет задавать ребенку вопросы. Отвечая на них, ребенок будет развивать речь, внимание и память. Помоги маме Эта игра поможет вам занять малыша, когда он захочет побыть с вами на кухне. Поставьте перед ребенком разные кастрюли. Отдельно разложите, перемешав, крышки от них. Попросите малыша вам помочь: закрыть каждую кастрюльку подходящей крышкой (крышки перепутались, и только малыш может помочь вам восстановить порядок). Так ребенок будет учиться сопоставлять предметы. Игры на развитие мышления у дошкольниковНавык сопоставления можно тренировать и посредством игры «Посели зайчика в домик». Подготовьте карточки с нарисованными зайчиками (три - с маленькими, три - с большими) и домиками (три с маленькими домиками и столько же с большими). Перемешайте карточки. Сюжет игры прост: зайчики отправились на прогулку и заблудились. Попросите малыша помочь зайчикам найти свои домики. Развить навык систематизации предметов по цветовому признаку помогут обычные фломастеры. Снимите колпачки и перемешайте их. Задача малыша – закрыть каждый фломастер колпачком соответствующего цвета. Есть серия игр, в ходе которых ребенок должен найти «неправильность» и обосновать свой вывод. Например, изобразите цветущие деревья, бабочек и… снеговика, а затем попросите малыша не только сказать, что на картинке не так, но и объяснить свой ответ. Для еще одного варианта такой игры вам понадобится игрушечный зайчик и карточки с изображением морковок, раскрашенных в разные цвета. Объясните малышу, что зайчик ест только настоящую морковку, а зеленые и синие – ненастоящие. Попросите кроху собрать «настоящую» - оранжевую - морковь и угостить зайчика. Игры на развитие мышления у дошкольников Развивающие занятия для детей можно строить и на основе любимых сказок. Вот какую игру можно организовать по мотивам сказки «Три медведя». Вам понадобятся игрушечные медвежата (большой, средний и маленький), стол, стулья и три тарелки разного размера. Напомните ребенку сказочный сюжет и скажите, что медведи - герои сказки - захотели прийти в гости к малышу. Расскажите ему, как должен себя вести гостеприимный хозяин (создать гостям комфортные условия). Предложите малышу усадить гостей за стол и вспомнить, кто в сказке какой стул занимал. Гостей нужно угощать. Для этого дайте малышу три разные тарелки и попросите поставить перед каждым медведем ту, которая предназначена именно для него. Если малыш не сможет сделать это самостоятельно, придите на помощь и объясните, что из самой большой ест медведь-папа, из средней – мама, а из самой маленькой – медвежонок. Сложность игр варьируется в зависимости от возраста ребенка. Одну и ту же игру можно модифицировать. Например, прочитайте ребенку слова «яблоко», «банан», «слива», «груша» и предложите обозначить все это одним словом («фрукты»). Когда ребенок станет старше, условия игры можно изменить: прочитать обобщающее слово («фрукты») и предложить назвать конкретные примеры. Слова являются основой многих игр, развивающих мышление. Их можно применять на занятиях с ребятишками, для которых уже актуальна подготовка к школе. Такие игры не требуют особого инвентаря и длительной подготовки, да и играть можно где угодно. К примеру, если вам приходится проводить время в ожидании (например, в поликлинике), займите ребенка словесным пинг-понгом: «Я назову слово, и ты называй, но наоборот. Например, я скажу «черный», а ты – «белый», «легкий» - «тяжелый»». Такое «перебрасывание» словами научит ребенка выделять противоположности. Любят дети игру «Что здесь лишнее?» Вот несколько цепочек, из которых ребенку нужно выбрать лишнее слово: Игры на развитие мышления у дошкольников Мыло, шампунь, зубная паста, пальто; Сосна, береза, ель, клубника; Старый, дряхлый, ветхий, маленький. Для игры «Так не бывает!» вам придется фантазировать. Ваша задача рассказать ребенку о чем-либо, вкрапляя в «правдивое» повествование небылицы. А ребенок должен их заметить и пояснить, почему такого быть не может: «Шла я сегодня утром по лесу. Красиво вокруг, синие листочки на деревьях колышутся, грибы на веточках растут. И вдруг слышу мяуканье. Оборачиваюсь – а позади меня заяц. Я решила пропустить его, а он взял и взлетел на дерево». Вышеприведенные примеры демонстрируют, что организовать игры, развивающие мышление вашего малыша, вам вполне по силам, а итог будет эффективным.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Лингвисты в коротких штанишках Речевое общение. Как научить этому ребенка? Помощь ребенку с заиканием: рекомендации родителям КНИГИ: Гуськова А. “Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок” Сербина Е. “Развивающие игры для детей” Степанов С. “Большой мир маленьких детей Мы и наши дети: грамматика отношений”
Отзывы