Золотая ручка

И бывает обескуражен, когда написанное рукой чада даже близко не похоже на образец в начале строки: «Ведь это так просто!» Просто. Для взрослого человека. А для ребенка 5–7 лет письмо – это целая проблема, решение которой требует образного мышления, хорошей зрительной памяти, координации движений, развитой мелкой моторики… Для малыша буква – это пока что всего лишь сложная картинка, примерно как для нас китайский иероглиф. Чтобы «нарисовать» ее, он должен сначала научиться распознавать и воспроизводить отдельные элементы буквы. Причем делать это нужно будет не как угодно на листе, а в отведенных линеечках, соблюдая наклон и определенные параметры. Поэтому, если вы хотите, чтобы первые школьные дни не принесли разочарований и огорчений вам и вашему ребенку, подготовка к школе и обучение навыкам письма должны начинаться задолго до первого 1 сентября. Хотелось бы сразу предостеречь родителей: не стоит бросаться в книжный магазин и покупать тетради на печатной основе наподобие прописей. Прежде чем сделать это, нужно подготовить ручку ребенка к выполнению такой сложной работы, как письмо. Тогда обучение чистописанию в школе будет приносить радость познания, а не горечь неудачи. Готовим руку к письму Занятия для детей должны проходить весело, разнообразно, быть похожими на игру. Но при этом важно учить малыша сидеть, сохраняя осанку, правильно держать письменные принадлежности, разумно устраивать свое рабочее место, следить за освещенностью. «Пальчик-пальчик, где ты был?» Прекрасное начало занятия по подготовке к письму – гимнастика для пальчиков. Она позволяет размять и потренировать мышцы руки, развить гибкость пальцев и координацию движений. Начать можно с упражнения «Веселая семейка». Ребенок составляет пальчики попеременно правой и левой руки в кулачок, начиная то с мизинчика, то с большого пальца, а потом раскрывает кулачок по одному пальчику. При этом можно произносить название пальчика, который «открывается» или «закрывается», а можно читать забавные стишки, например: «Пальчик-пальчик, где ты был?»—«С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел». Можно устроить «пальчиковый театр». Например, поиграть в зоопарк. Слон – большой, указательный, безымянный пальцы и мизинец стоят на столе, а средний вытянут вперед. Слон ходит, попеременно переставляя ноги-пальчики, и машет хоботом. Зайчик – сложить пальцы в кулак, а потом выставить указательный и средний пальцы вверх. Зайчик может рассказать что-нибудь всем присутствующим, поворачивая к ним голову-кулачок и помахивая ушками-пальчиками. Коза – сложить руку в кулачок, а потом выставить указательный палец и мизинец. Коза пугает всех, шевеля рогами. Занятия для детей по подготовке к школеПтица – вытянутые указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сложены вместе, а большой палец имитирует раскрывающийся клюв. В зоопарк пришел посетитель – указательный и средний пальцы «ходят» по столу. По мере развития координации движений можно усложнять задание: например, человечек (правая рука) подходит к кому-то из зверей (левая рука). Можно предложить ребенку придумать диалог между ними. На пальчиковую гимнастику имеет смысл отвести 3–5 минут занятия. Вовсе не обязательно делать все упражнения сразу, их можно чередовать. Мелкие радости Хорошо подготавливает руку малыша к письму, развивает мелкую моторику работа с небольшими предметами. Для этого могут подойти, пуговицы, бусинки разной формы, зерна различных круп, горох… Можно попросить нанизать на нитку или леску бусинки в определенном порядке – по цвету и форме. Хорошо попросить ребенка выложить рожицу в разных настроениях (веселом, грустном, удивленном). Для развития связи между тактильным и образным восприятием можно дать ребенку задание закрыть глаза и на ощупь определить предмет или разные зерна круп. Хорошее задание – разложить по видам сваленные в кучку мелкие предметы. Или попросить малыша выложить из пуговиц, бусинок или крупинок круг, квадрат, треугольник или несложный рисунок (цветок, домик, солнышко…). Подготовка к школе: мелкая моторикаДва кольца, два конца… Наверное, каждый родитель может вспомнить ужас от созерцания своего чада с ножницами в руках. Но это именно тот инструмент, значение которого трудно переоценить для развития руки ребенка. Работа с ножницами развивает мышцы кисти и предплечья, позволяет выработать твердость руки и точность глазомера. Так что: превратим врага в союзника! Ножницы должны быть безопасными (с закругленными концами и пластмассовым обрамлением лезвия). Ни в коем случае нельзя давать для занятий разболтанные или плохо режущие ножницы. Кроме того, следует помнить, что ножницами, рассчитанными на правшей, левше работать будет проблематично. Сейчас производятся ножницы и для леворуких людей. Так что, если ваш ребенок левша, необходимо позаботиться о приобретении для него правильного инструмента. Для вырезания нужно использовать плотную бумагу и не очень твердый картон (хорошо подойдут обложки журналов и открытки). Плотность материала можно постепенно «наращивать». Для начала можно дать задание просто нарезать полоски любого размера. Потом – тонкие, широкие, волнистые. Затем можно перейти к вырезанию разных фигур по контуру. Когда ребенок овладеет и этим умением, можно усложнить задачу: попросить вырезать какую-то несложную фигуру, не нанося предварительно контур. А вырезание фигур из сложенного пополам листа позволит малышу не только натренировать руку, но и расширить представление о мире, познакомиться с понятие «симметрия». Для развития пространственного мышления, тренировки твердости руки и точности глазомера очень хорошо вырезать снежинки из сложенной в несколько раз бумаги. Подготовка руки к письму: мелкая моторикаВажный штрих Прекрасно тренирует руку малыша такое упражнение, как раскрашивание. Оно очень похоже на процесс письма: ребенок сидит в том же положении, рисовальный инструмент держит так же, как ручку, свет должен падать с противоположной рабочей руке стороны. Для начала лучше использовать цветные карандаши. Но когда вы увидите, что рука ребенка окрепла и он овладел навыками работы с карандашами, можно давать для раскрашивания фломастеры, кисточку с краской, чтобы малыш почувствовал разницу и научился использовать разные приемы. Начинать раскрашивание нужно с несложных, небольших по размеру рисунков. Задание – закрасить рисунок, не выходя за границы контура, так, чтобы цвет ложился равномерно. Затем можно попросить закрасить две одинаковые геометрические фигуры одним и тем же карандашом так, чтобы одна была светлее, а другая темнее. Это учит ребенка контролировать свои движения, распределять силу руки для достижения определенного оттенка. Хорошо развивает руку и глазомер обведение рисунка через кальку или папиросную бумагу, причем целесообразно выбирать рисунок с множеством мелких деталей, чтобы ребенок учился аккуратно выполнять работу, состоящую из нескольких этапов, развивал внимание, усердие и усидчивость. Подготовке к написанию букв с наклоном способствует такое занятие, как штриховка. Условие выполнения – штрихи должны проводиться без отрыва карандаша, не заходя за контур рисунка, быть равномерными по цвету, проходить через одинаковые промежутки, параллельно друг другу, с наклоном вправо. Подготовка руки ребенка к письму: мелкая моторика«Я леплю из пластилина все, что только захочу…» Трудно переоценить значение для развития мышц руки такого вида занятий, как лепка. Работа с пластилином, глиной, соленым тестом укрепляет мышцы руки, развивает мелкую моторику и гибкость пальцев, пространственное мышление, способствует творческому развитию ребенка, имеет физиотерапевтический (массажный) эффект. Для развития точности движений, пространственного и образного мышления, аккуратности, усердия и усидчивости хороши занятия с объемными бумажными фигурами – оригами, а также плетение из полосок бумаги и шнуров. Самый любимый ученик Очень важно, занимаясь с ребенком, создать правильный эмоциональный фон. Ребенок не должен напрягаться, беспокоиться, бояться. Процесс познания и обучения должен приносить радость открытия и торжество победы. Тогда и учеба в школе станет для ребенка праздником, а не тяжкой повинностью. Не надо перебарщивать. Занятия для детей дошкольного возраста не должны длиться больше получаса. Успеха вполне можно добиться, систематически занимаясь подготовкой к письму два-три раза в неделю. Не выказывайте своего неудовольствия, если ребенок делает что-то не так, как вам этого хочется. Когда у малыша что-то не получается, помогите ему, покажите, как это можно сделать, но не демонстрируйте свою работу как эталон, чтобы не вызвать у ребенка разочарования, неудовлетворенности и неуверенности в своих силах. Если вы видите, что ребенок устал и ему не хочется заканчивать какую-то работу, переключите его внимание на другое занятие, а потом вернитесь к недоделанному. Важно, чтобы каждая работа была закончена и ребенок видел ее результат. И главное: ваш малыш самый-самый не потому, что он лучше кого-то, а потому, что он лучший, «самый подходящий» для вас. Даже если у него что-то не получается.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Моторика – мелкая, но меткая «Левый» марш Воспоминание о будущем лете КНИГИ: Глен Доман. “Гармоничное развитие ребенка” Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?” Джон Грэй “Дети с небес”
Отзывы