Ребенок – лучший наставник!

Любой детский логопед подтвердит, что без общения с другими ребятишками речь малыша не будет развиваться нормально. Известно, что дети могут и обидеть друг друга, и игрушку отнять, и на горькие слезы внимания не обратить. Но при этом дошкольник игре с мамой все равно предпочтет игру с другом. В определенный период дошкольного детства взаимодействие с ровесником становится более привлекательным, чем со взрослым. Развивающие занятия позволяют сделать интересные наблюдения за речью детей, занятых совместной деятельностью. И прежде всего в глаза бросается эмоциональность речи. С ровесниками ребенок не просто разговаривает. Он бурно выражает восторг («Ура! Получилось! Смотри!»), негодование («Уйди! Не трогай!»). А со взрослыми этот же малыш будет общаться спокойнее. Говоря с друзьями, ребенок высказывается сам, утверждая собственное «я». Беседа со взрослым носит иной характер: малыш получает ответы на вопросы, учится различным действиям. Иными словами, общаясь с другими детьми, ребенок активен. Как дети учат друг друга разговариватьЗанятия для детей, где малышам предоставлен простор для проявления себя, помогают увидеть еще один признак, характерный для общения между ровесниками, - оригинальность речи. Использование звукоподражания, новых сочетаний слогов, кривляние и передразнивание – всего этого в коммуникации со старшими ребенок избегает, так как находится в определенных рамках. А в общении с детьми он от рамок свободен, поэтому пользуется не только общепринятыми, «выученными» конструкциями, но и авторскими, изобретенными им для конкретной ситуации. Более того, в общении с ровесниками ребенок активнее пользуется и общепринятой лексикой, включая в свой словарь личные местоимения, разные прилагательные, а также глагольные формы. Почему же ребенку проще перевести слова и конструкции из пассивного в активный словарный запас в процессе общения с ровесниками, нежели разговаривая с мамой? Ответ прост: мама его и так поймет. А раз поймет, то и трудиться незачем. Пассивный запас знаний (слов) перейдет в активный, только если в этом будет необходимость. Вспомните, как часто вы угадывали желания малыша, даже если он говорил невнятно или вообще ничего не сказал. А друг вашего крохи не будет ничего угадывать. Или малыш объяснит приятелю, чем хочет заниматься, как относится к какому-либо поступку или действию, или останется непонятым и обиженным. Дети любят общаться и именно поэтому прилагают усилия, чтобы в их желаниях и намерениях могли сориентироваться маленькие собеседники. Если вы заметили у малыша проблемы в общении с другими детьми, обращайтесь к специалистам. Логопед посоветует развивающие занятия, которые помогут нормализовать ситуацию. И, разумеется, не ограничивайте контакты ребенка. Пусть он больше общается с другими ребятишками не только в группе детского сада, но и на прогулке, в развивающем центре, в гостях.

РЕКОМЕНДУЕМ:СТАТЬИ:За палец – к будущему успехуРазговариваем с ребенком правильноЛингвисты в коротких штанишкахКНИГИ:Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”Ли Кэрролл, Джен Тоубер. “Дети Индиго”
Отзывы