Речевое общение. Как научить этому ребенка?


А возможно ли научить кроху общаться со сверстниками и взрослыми?

Да, можно и нужно! Но для этого потребуются специальные занятия для развития речевого общения. С их помощью определяются возможности каждого малыша и его индивидуальные особенности. А после на логопедических занятиях взрослый демонстрирует крохе образцы речевого поведения, которым малыш еще не успел научиться. Разумеется, стоит сказать, что ведущий занятия взрослый должен виртуозно обладать навыком общения. Дети же так четко копируют все, что видят! И самая главная трудность в таких занятиях – не просто поправлять дошкольника, когда он ошибается, или показывать более совершенные, но еще слишком сложные для него виды общения. Нужно вести его за собой, включать малыша в общение. Ведь он может забыть слова, но никогда не забудет пример.

В общении людей всегда присутствуют два взаимосвязанных аспекта – собственная инициативность и чувствительность к собеседнику. То есть, человеку нужно уметь правильно выражать свои мысли, а также уметь понимать, слушать и отвечать на то, что говорят ему. Если же хоть один из этих аспектов отсутствует, то общение не складывается и становится деструктивным. Если человек все время стремится только продемонстрировать себя, высказать свои мысли и точку зрения, настоять на своем мнении и отказывается слышать других людей – это уже не диалог, не беседа, а сольное выступление или приказы. К сожалению, это часто можно встретить не только у детей, но и у взрослых.

Речевое общение. Как научить этому ребенка?Другая крайность – один из собеседников предпочитает слушать и соглашаться, практически не высказываясь сам. Это тоже сложно назвать общением. Продуктивное и творческое общение возможно при наличии собственной инициативы, своего личного мнения, своих суждений, мыслей и к тому же драгоценного умения выслушать собеседника и ответить ему. Только тогда рождается диалог. И способность эта не дается от рождения. Ее надо воспитывать с самого раннего возраста.

Однако это возможно лишь в случае, если родители знают и понимают интересы малыша. Конечно, диалог происходит по разным поводам и имеет разное содержание. И «учить общаться» целесообразнее начинать с уже достигнутого уровня развития малыша, т.е. с того, что ему наиболее интересно. Во время подвижных игр и игр с правилами, так любимых детьми, взрослые должны принять на себя роль не только организаторов, но и участников игр: проследить за соблюдением правил, оценить действия участников, и, конечно, самим быть активным игроком. Такие игры приносят малышам радость от совместной деятельности с папой и мамой и чувство причастности к общему делу. А в процессе игры или по ее окончании можно вовлечь дошкольников в беседу на познавательные темы: рассказать им о растениях и машинах, о жизни животных и явлениях природы.

К примеру, после «кошек-мышек» спросите у ребенка, как они думают, чем же кошки отличаются от мышей и от собак (по характеру, по внешнему виду), где они живут? Во время разговора покажите картинки, иллюстрирующие содержание рассказов.

Важно: не просто сообщать интересные факты, но и включать ребенка в беседу.

Речевое общение. Как научить этому ребенка?Как это сделать? Чаще спрашивать малышей об их познаниях, подводить их к верным ответам, стимулировать их вопросы. То есть поощрять со стороны дошкольников любознательность, любую познавательную активность: похвалите за интересные вопросы, обязательно ответьте на них, поддержите активные высказывания, которые касаются основной темы беседы. Такой разговор с рассматриванием ярких и красочных картинок может длиться от 5 до 15 минут. Желательно сделать так, чтобы в течение этого времени тема оставалась неизменной. Ведь задача занятий с детьми не ограничивается сообщением новой информации. Главное – сформировать у них способности общаться, разговаривать на познавательные темы. При этом стоит помнить, что беседа будет намного более увлекательной, если выбрать темы, интересные самим детям и о которых они уже имеют собственные представления. Тогда они смогут быть настоящими равноправными участниками разговора.

Для познавательного общения крохи хорошей опорой могут стать не только наглядные материалы, но и его прошлый опыт. В беседе малыши обычно сами начинают рассказывать о своих впечатлениях. Например, рассматривая картинки, дети вспоминают, где уже видели таких же птиц и зверей, где были вместе с родителями и т.д. Но поддерживая малышей и развивая их высказывания, взрослым нужно следить, чтобы дети не отвлекались от основной темы беседы, и познавательный разговор не стал обычным рассказом о бытовых событиях.

Впрочем, нужно сказать, что личностное общение формируется совсем по-другому. Здесь просто необходимо сотворить атмосферу доверия, близости и открытости друг другу. Пусть вначале разговор основывается на его конкретных действиях и поступках: как ты хорошо спел песенку или построил домик. Важно высказать и обосновать свое отношение к результатам деятельности дошкольника. Но не навязывайте свое мнение как единственно верное и не подавляйте детскую инициативу.

И в дальнейшем умение высказать и обосновать свое мнение, сравнить себя с другими, нужно стараться наполнить личностным содержанием.

Беседу на личностные темы начинайте с чтения и обсуждения книг о событиях из жизни ребят – об их отношениях, поступках, конфликтах. Для таких разговоров и воспитатель, и детский психолог могут порекомендовать вам волшебные сказки, детские рассказы Л. Пантелеева, Л. Толстого, в которых особенно ярко выступает нравственная оценка определенных поступков и качеств персонажей. Дошкольникам очень важно сформировать ценностные ориентиры для верного отношения к делам и качествам людей. Именно в этом возрасте закладывается основа личности ребенка, он должен усвоить представления о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо. А на эти представления не влияют экономические условия и социальный строй. Как и много лет назад, добро – это помощь, любовь, сострадание, а зло – эгоизм, злость, жестокость, черствость и безразличие.

Речевое общение. Как научить этому ребенка?Обратите внимание: насколько размыты и перепутаны эти понятия во многих современных книжках и мультфильмах. Следите за тем, что читают и смотрят ваши дети. Это формирует их душу, их мышление.

Кто сейчас любимые герои наших детей? К ним довольно трудно применить какие-нибудь определенные этические характеристики. Черепашки-ниндзя, покемоны, Человек-паук, конечно, положительные и привлекательные персонажи, но они все-таки не люди и довольно трудно считать их образцами для подражания. Такие произведения не несут в себе моральных ориентиров и эталонов правильного поведения, жизненно необходимых для детей.

Будет лучше, если для личностного общения вы выберете традиционные произведения классики, где негативные и позитивные персонажи четко разделены, где ясно и понятно, что есть добро и зло. После прочтения книги можно спросить у малыша, кто же из героев понравился ему больше всех и почему, на кого он хотел бы быть похожим. А если крошка затрудняется в ответе, ему нужно подробно разъяснить и обосновать свое мнение.

Важно: ребенок должен сам попытаться осмыслить и оценить поступки и отношения персонажей.

Постепенно переводите разговор от книги к той теме, которая непосредственно касается жизни крохи и окружающих его деток. Можно спросить, к примеру, на кого из его друзей похож персонаж сказки или рассказа, а как бы он поступил в той ситуации. То есть родители должны показать малышу, что в жизни вокруг него, в его отношениях с другими детьми можно заметить все те же проблемы, о которых читали в книгах. При этом взрослые не просто задают вопросы, они высказывают свое мнение о событиях и детских конфликтах, рассказывают о себе и своих знакомых.

Речевое общение. Как научить этому ребенка?Ребенку всегда интересно мнение старшего. Малыш демонстрирует это своим поведением – своим взглядом, сосредоточенностью на словах взрослых, ответами на вопросы и высказывания, обращенные к нему.

Особое внимание: тема беседы должна оставаться неизменной в течение всего занятия.

А сделать это с детьми 5-6 лет ой как нелегко! Ведь если в предыдущем случае тему разговора можно удержать картинками и иллюстрациями, то в разговоре на личные темы, такой опоры уже нет! Поэтому стоит продумать и приготовить заранее именно те личностные темы, которые тесно связаны с реальной жизнью малыша, с тем, что он сможет увидеть и в себе, и в окружающих людях. Какие темы будут интересны для детей? О качествах характера других детей – о доброте, жадности, упрямстве. О событиях из жизни – поход в зоопарк, поездка в деревню, просмотр фильма. О профессиях взрослых и о тех умениях и качествах, которые необходимы в работе учителя, врача, продавца. Продолжительность разговора пусть определит сам дошкольник. Если вы вдруг почувствуете, что крохе не интересно, что он тяготится разговором, то прекратите занятие или переведите его в игру.

Для формирования личностного общения вы можете включаться в игры и занятия ребенка, в его повседневную жизнь, общение с друзьями. Что для этого нужно? Постоянно обращать внимание малыша на самого себя и его внутреннюю жизнь. Задавайте ему вопросы: чем занимаешься сейчас? Почему ты сказал или сделал именно так? А что будешь делать потом? И так далее. Через эти вопросы, вы даете возможность крохе заглянуть внутрь себя и прийти к осознанию своих намерений, действий и отношения к всему происходящему. Значимость такого рода вопросов (и особенно ответов!) не столько в том, что они помогают выявить уже сложившиеся предпочтения и отношения, а скорее в том, чтобы заставить дошколенка задуматься о себе, сформулировать и создать свое собственное намерение, действие, отношение.

Речевое общение. Как научить этому ребенка?Мы рассмотрели проверенные на практике способы формирования наиболее сложных для детей видов общения со взрослыми. Конечно, это не единственно возможные приемы, так как каждый раз нужно учитывать и поведение малыша, как он относится к прошлым занятиям, и его индивидуальность, в конце концов.

Конечно, можно возразить, что хорошо заниматься такими беседами, когда других забот вовсе нет. А что если малыш не ангелочек, а чертенок: не слушается и не уважает взрослых, грубит, безобразничает? Мол, вот настоящие жизненные проблемы. Но! эти проблемы лишь следствие отношений между родителями и детьми, то есть общения между ними.

Если мама и папа хорошо понимают своего ребенка, знают о его интересах и как найти простые, понятные слова и способы воздействия на него, то большинство вопросов просто напросто не возникнет! И для этого не обязательно бросать все дела для того, чтобы устроить специальный «сеанс общения» - маленькое логопедическое занятие. Ведь поговорить о главных вещах можно и на прогулке, и за обедом, и перед сном. Главное не количество времени, проведенного с малышом, а внимание к нему, уважение интересов маленького человечка, понимание его переживаний. Большинство наших обвинений появляются как результат того, что родители плохо понимают детскую психологию и думают, что у дошкольников должны быть те же взгляды на окружающий мир, те же потребности и возможности, что и у нас, взрослых. Но ведь все не так! Когда мы развиваем общение у детей, мы не просто учим их новым видам взаимодействия, не просто облегчаем их контакты с окружающими людьми. Мы способствуем становлению их духовной жизни, открываем для них новые грани внутреннего и внешнего мира, формируем личность малышей.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Рисуем ладошками
Лошадка в окошке или еще раз о логопедических играх

КНИГИ:
Щетинин. “Записки педагога. Объять необъятное”
Юркевич В.С. “Одаренный ребенок иллюзии и реальность книга для учителей и родителей”
Сербина Е. “Развивающие игры для детей”

Отзывы