Лошадка в окошке или еще раз о логопедических играх

Если спросить, какие органы задействованы в речевом процессе, многие ответят: язык. Ответ верный, но неполный. Нос, язык, губы, мышцы ротовой полости – все эти органы нужно развивать, потому что без их участия невозможно говорить правильно. Логопедические занятия, проводимые специалистами, помогают в исправлении дефектов, если таковые обнаруживаются. Для своевременного их выявления проводятся консультации логопеда для родителей.

Однако заниматься с малышом вы можете и дома. Существует много несложных упражнений, освоить которые под силу каждому. Причем занятиями это можно назвать условно. Это скорее игры, ни в коем случае не предполагающие скуку (какой уж в таком случае можно ожидать результат!). Да и в центре раннего развития логопед для детей не только помощник, учитель, но и участник таких игр.

Логопед поможет подобрать упражнения, выполнение которых принесет вашему непоседе не только пользу, но и удовольствие. Предложим несколько простых игр и мы. Чтобы речь была плавной, чтобы не было проблем со сменой тихой речи громкой, важно правильное дыхание. Для одной из игр, нацеленных на тренировку речевого дыхания, вам достаточно шарика, сделанного из ваты. Положите его на стол и попросите ребенка подуть на шарик. Вдох пусть делает через нос, а выдох – через рот, легко и бесшумно.

Логопедические игрыРебятишки любят играть с водой. Совместите приятное с полезным и превратите игру из обычной в логопедическую. Пусть малыш вдохнет носом, а выдохнет ртом в трубочку, находящуюся в стакане с водой. Буря пузырьков – и восторга – обеспечена!

Для правильного развития речи важно тренировать фонематический слух. В этом случае вы также можете не только посещать центры, предлагающие услуги логопеда в Минске, но и заниматься с малышом дома. Благодаря фонематическому слуху мы различаем схожие по звучанию слова и словоформы и таким образом верно понимаем высказывания. Развитие этого вида слуха крайне важно для успешного освоения письма и чтения, а также изучения иностранных языков. Если ребенок недостаточно четко различает на слух некоторые группы звуков, ему можно предложить игры, условие которых – выделение слов с определенными звуками из потока речи (из фраз, потешек, маленьких стихотворений).

Произнесите несколько слов, в которых есть, к примеру, звук «ш» (кошка, мышка, рубашка), и попросите ребенка узнать, какой звук объединяет эти слова. Можно составить условие иначе: вы называете ряд слов, а ребенок, когда звучит слово со звуком «ш», хлопает в ладоши.

Развитие речевого дыхания и фонематического слухаЛюбимая многими игра в слова тоже может стать элементом развития речи малыша. Условия могут быть разными. Например, называть слово, которое начинается с того же звука, что и слово, названное ведущим (вами): шапка - шепот. Либо наоборот – ребенок называет слово, начинающееся с последнего звука слова, произнесенного ведущим.

Полезна детишкам и артикуляционная гимнастика, укрепляющая речевые мышцы. Пусть малыш открывает и закрывает рот (упражнение называется «окошко»), улыбается, не размыкая губы, изображает лошадку (цокает языком), часики (улыбается и переводит кончик языка из правого уголка рта в левый). А чтобы все эти движения не наскучили малышу, объедините их в единое действие. И тогда ребенок с радостью изобразит мальчика, который живет в доме, где есть красивые часики, любит улыбаться, смотреть в окошко и наблюдать, как пасутся лошадки.

Следите за развитием речи вашего малыша и обращайтесь при необходимости к специалистам. К примеру, это нужно сделать, если малыш в два с половиной года не справляется с построением фраз, а в 4-5 лет неправильно произносит звуки. Все поправимо, главное не запускать!

Отзывы