Магия слова

Новорожденный кроха еще не умеет говорить. Однако, он доносит до нас свои желания и чувства, потребности и ощущения невербально. Порой кажется, что понять его «слова без слов» невозможно. Но мама – прекрасный детский психолог – всегда поймет обожаемого малыша, даже если он пока еще не владеет словом. Она сразу определяет, что хочет «сказать» кроха, о чем свидетельствует его плач, улыбка или нахмуренное личико. Мамино сердце чувствует и угадывает потребности ребенка. Иначе говоря, вместо слов совсем маленькие детишки используют жесты и мимику, действия и настроения, а любящие мамы с легкостью все эти знаки «расшифровывают». Но время не стоит на месте. И вот малыш уже отправляется на занятия для детей в развивающий центр, где ему нужно общаться с другими малышами и с педагогами. Не за горами и подготовка к школе, где навыки общения тоже необходимы. Речь малыша становится все богаче, он говорит все больше, задает много вопросов. Постепенно слова в устах ребенка начинают становиться инструментом, с помощью которого он может настаивать на своем, выдвигать требования, выражать возмущение и обиду. И мы, взрослые, порой начинаем слышать только словесную оболочку, не углубляясь в смысл ситуации, не анализируя ее. На нас распространяется магия слова: слово сказано, и мы верим лишь ему, а не тому, что за ним стоит. А стоять может очень многое. Порой, прямо противоположное произнесенному. Почему же так происходит? Почему же, прекрасно понимая малыша, который еще не владеет речью, мы порой утрачиваем этот дар, когда ребенок становится старше? Причины могут быть разными. Среди них и усталость, и переключение внимания. А еще – наше повышенное внимание к слову. Посмотрите, как общаются родители с ребятишками, которые заговорили поздно. Мамы и папы обращаются к специалистам за консультациями, но все равно прекрасно понимают своего малыша. Более того, со временем даже посторонние начинают понимать молчаливого ребенка. Что же получается? Если захотеть, понять другого человека можно и без помощи слова. При этом вовсе не обязательно специально изучать язык мимики или жестов. Что же, помимо вербального выражения мысли, помогает нам понимать окружающих? Наше умение прислушиваться к другому человеку, быть с ним на одной волне, вникать в глубину сказанных им слов. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Временами мы слышим лишь слова – в их прямом значении. И реагируем на них. Особенно если слова злые и обидные, если их сказали не задумываясь. И нас тут же – в ответ – обуревает обида и злость. А если эти слова сказаны детьми, нам вдвойне неприятно. В этот момент мы не задумываемся, что слова не всегда в полной мере и с полной глубиной выражают чувства, ими обозначаемые. Что в некоторых случаях нужно обращать внимание не на слово, а на причину, по которой оно произнесено. Что же происходит с ребенком? Почему он говорит обидные для нас слова? Вот на что нужно обращать внимание. Например, девочка в сердцах бросает маме: «Я тебя ненавижу!» И мама переживает из-за этих слов. А ведь тут нужно вникнуть в причину их появления. Может, ребенок просто хочет быть услышанным? Вероятно, ему нужно больше любви и понимания. Слово может помочь нам понять другого человека, а может и помешать этому. Вслушивайтесь не только в слова, но и в причины, их породившие. И тогда вы сможете лучше понимать детей.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Разговариваем с ребенком… правильно Логопед-дефектолог: познай мир – и поведай ему об этом КНИГИ: Глен Доман. “Гармоничное развитие ребенка” Жан Ледлофф. “Как вырастить ребенка счастливым” Джон Грэй “Дети с небес”
Отзывы