Малыш делает ошибки

- Ты иголком сошила?- любопытствует трехлетняя Маша, когда мама надевает ей новое платьице. И она же восхищается: «Тут такое стадо чернИков!» - Бабушка, мы дарим тебе три духа! - это слова Пашки 2 лет и 10 месяцев, когда он протянул своей бабушке на день рождение набор из трех маленьких флакончиков духов. - Не давли грибок! - кричит Лена 2 лет 11 месяцев. «Иголком», «Черников» - это детские ошибки, связанные с недостаточным уровнем владения родным языком. Но некоторые из подобных ошибок очень распространены и регулярно повторяются в речи малышей, и о них нужно поговорить особо.

Итак, какие ошибки чаще всего встречаются в детской речи?

Вам наверняка знакомы такие фразы: «Я жеваю», «Я вставаю», «Катя сосульку лизает!». Почему малыш говорит так? Все очень просто. Он слышит в речи взрослых: засыпаю - засыпаешь, ломаю - ломаешь, разрешаю – разрешаешь, хватаю и т.д. А крохе проще использовать одну форму глагола. К тому же артикуляция слов «жеваю», «лизаю» легче, чем слов «жую», «лижу». Родители поправляют ребенка, а тот упорно говорит по-своему. Основой этих ошибок является своеобразное копирование часто употребляемой формы глагола, по образцу которой малыш меняет все другие глаголы.

Какие ошибки чаще всего встречаются в детской речи?

Иногда он подражает только что услышанному. Даша четырех лет вертится около мамы, которая только что прилегла отдохнуть. «Даша, ты мне мешаешь». – «А ты все лежаешь и лежаешь!» «Лапушка, просыпайся, солнышко! Я давно тебя бужу». - «Не, я еще поспу», - отзывается трехлетний малыш. Когда кроха осваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то дальше он начинает распространять ее на другие. Иногда такое обобщение языковой формы бывает правильным, а иногда - нет. Также у малышей, и у мальчиков и у девочек, достаточно часто наблюдается употребление глаголов прошедшего времени исключительно в женском роде - с окончаниями на «а»: «Я пошла», «Я попила чай». Возможно, причина такой ошибки лежит в большей легкости артикуляции. Вашей крохе достаточно сложно начать изменять по падежам имена существительные. И как понять почему: столы в творительном падеже - столов, а стулья - уже стульев?! И малыши, которым сложно справиться с грамматикой русского языка, образуют окончания падежей по уже усвоенному образцу. Маленький Вова предлагает: «А давай возьмем стулы и сделаем поезд». «Не, - не соглашается его трехлетний друг, - здесь мало стулов». Когда у малыша появляется творительный падеж, ребенок уже долгое время вполне успешно образует его по шаблону: присоединяет к корню существительного окончание «ом», но роду имени существительного значения не придает - кошком, ложком, иголком, то есть так как склоняют имена существительные мужского рода.

Крохи также постоянно ошибаются в родовых окончаниях существительных: «лошадиха» (лошадь), «людиха» (женщина), «людь» (человек), «цыплиха» (курица), «коров» (бык) или «кош» (кот). Типичны ошибки малышей в использовании сравнительной степени прилагательных. Все говорят: веселее, смешнее, короче и т.д. И не удивительно, что дети нам отвечают: плохее, хорошее, короткее, высокее. «Мне близко до садика идти» - «А мне все равно близее». «Ты у нас такая хорошая девочка!» - «А кто хорошее, я или Таня?» Кроха легко может образовать сравнительную степень даже от имени существительного: «А у нас в саду сосны растут» - «Наш сад все равно соснее!» Как видите, основные ошибки в речи наших малышей должны выправиться и исправиться постепенно, со временем. При правильном отношении близких людей и помощи.

Какие ошибки чаще всего встречаются в детской речи?

Как же родителям стоит относиться к ошибкам в речи ребенка?

Важно: В каких случаях стоит обратиться к детскому логопеду? Чаще всего родители просто посмеются над забавными искажениями слов. Действительно, если ошибки в речи малыша случайны (например, «три духа», «не давли»), то не стоит обращать на них внимание крохи. Но типичные ошибки ребенка, такие как окончание «ом» в творительном падеже независимо от рода существительного или «ее» в сравнительной степени прилагательного – поправлять обязательно нужно. Ведь если их игнорировать, то детская речь надолго останется неправильной. Плохой тактикой будет смеяться над крохой. Так нередко случается в тех случаях, когда мальчик долгое время употребляет прошедшее время глаголов в женском роде. Дима Т. до 3-х лет упорно говорил «я пила», «я пошла». Мама и бабушка решили отучить его и стали дразнить малыша: «А знаете, Димочка у нас девочка - он говорит «упала», «взяла»!», «Наша девочка чай пила!». Мальчик обижался, плакал и перестал употреблять прошедшее время глаголов. «Ты взял мамину книгу?» - «Нет, у меня не брато». И только через полгода он стал понемногу правильно употреблять глаголы в прошедшем времени. Не стоит пересказывать детские «перлы» как анекдоты, особенно в присутствии малышей. Если детям удается рассмешить своих любимых взрослых – они очень сильно гордятся этим. И начинают умышленно коверкать слова. Самый лучший способ помочь малышу избавиться от ошибок в речи - спокойно поправить ребенка, не создавая из его речи повода для шутки или обиды.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Лингвисты в коротких штанишках Развитие речи: когда и как Словесный пинг-понг, или Развиваем мышление, играя КНИГИ: Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.,Топоркова И. Г. “Большая книга развивающих заданий для детей 3-4 лет” Баркан А.И. “Плохие привычки хороших детей”
Отзывы