Где живут сны, или когда наступит день рождения


Знакомая ситуация? Еще бы! Кажется, все объяснила, а малыш все равно капризничает. На самом деле не всё. Маленький ребенок попросту не понимает, что означает «в пять часов» и как скоро этот момент наступит.

Так же туманны для малыша понятия «сутки», «месяц», «год», «завтра» и «вчера». И дело не в том, что дети путают слова («завтра мы ходили в гости»), а в том, что они не представляют себе логику движения времени. Отсюда известный диалог:

- День рождения… Когда же он наступит?

- Завтра. Станет темно, ты ляжешь спать, потом наступит утро, станет светло – и будет день рождения.

- Я выключил свет – стало темно. Я включил свет – стало светло. Значит, уже день рождения?

Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи

Задача взрослых – «научить времени» маленького непоседу, как бы парадоксально ни звучала эта формулировка. И начинать нужно, естественно, со сказок. Особая роль отведена времени в «Золушке» Перро, в «Двенадцати месяцах» Маршака. Логопед в Минске порекомендует вам и другие подходящие произведения.


Кроме этого, учитывайте, что ребенку проще воспринимать время не на уровне «скоро» и «быстро», а в привязке к конкретным фактам. Например, «после обеда», «после сна».

Занятия для детей, призванные развить чувство времени, можно проводить с помощью обыкновенных песочных часов. Это нехитрое приспособление переводит время из абстрактного понятия в конкретное, осязаемое. Иными словами, делает его доступным для детского понимания. На время, заключенное в песочных часах, можно смотреть. Воспользуйтесь этим и предложите малышу такую игру: «Посмотри, как бегут песчинки. Давай попробуем скушать суп быстрее, чем они успеют перебежать в нижнюю колбочку из верхней». Затем можно дать другое задание: «Давай съедим суп не быстрее, но и не медленнее отведенного нам времени».

Только к старшему дошкольному возрасту оформляются представления о живом и неживом. До этой поры детишки всё одушевляют. Поэтому зачастую можно услышать:

- Меня уронил автобус!

- Меня ударил стул!

- Меня тарелка облила, а потом упала!

- Мои ботинки полезли в лужу и промокли!

Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи

Все эти жалобы вызваны вовсе не детской хитростью. Ребятишки действительно считают, что ботинки сами ходят по лужам, а тарелки могут облить, а потом и упасть. В сознании ребенка всё это – одушевленные предметы. К сожалению, взрослые не всегда это понимают. Поэтому рекомендуем консультации логопеда для родителей, которые предлагает школа раннего развития. Специалист поможет по-иному взглянуть на проблему взаимоотношения ребенка и окружающего мира.

Отметим, что в восприятии малыша живыми являются не только чашки и тарелки, но и … рисунки: иллюстрации в книгах, открытки и даже картинки, которые нарисовал сам ребенок. Именно поэтому бывают случаи, когда ребенок «спасает» нарисованных зверюшек от злого волка, попросту отрезая изображения и пряча их. Да, книга испорчена, но ругать малыша не нужно. Он ведь искренне хотел спасти зайчиков и белочек. По этой же причине не стоит укорять юного трусишку: «Почему ты боишься оставаться в комнате без света. Тебя же не укусит пятно на стене».

Это вы видите всего лишь пятно. А для малыша это нечто страшное. Скорее всего, даже некто страшный.

Некоторые первые представления и понятия ребенка и проявления их в речи

Выше мы уже говорили, что малышам трудно осознать абстрактное понятие времени. Так же дети не представляют, что такое спать. Они воспринимают это состояние как просмотр снов. Поэтому если ребенок говорит дедушке: «Ты не спал ночью? Ничего, можно ведь телевизор посмотреть», - не стоит обижаться, даже в шутку. Ведь в сознании малыша сон – это череда картинок и событий. А живут сны, разумеется, в подушках.


Пространственные отношения (правая и левая стороны, близко и далеко) более конкретны и. следовательно, дети их легче воспринимают. Причем правую и левую руку они учатся различать быстрее, а правую и левую стороны – медленнее. И это логично: легче для осознания то, что нагляднее.

Вопрос, откуда берутся дети, один из самых щекотливых. К пяти-семи годам у юных непосед уже есть ответ на этот вопрос, но у каждого ребенка он свой. Многим достаточно объяснения «я родился у мамы». Кто-то полагает, что маленьких детей покупают в магазине, и даже аргументирует это: «Мама с папой хотят купить еще одного ребеночка, только пока денег не накопили».

Как нетрудно заметить, многие детские представления не соответствуют реальности. Мы, взрослые, призваны помочь детишкам познать мир, вовремя подсказывая, к месту советуя, тактично исправляя. А нужны для этого любовь и терпение.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Лингвисты в коротких штанишках
Речевое общение. Как научить этому ребенка?
Помощь ребенку с заиканием: рекомендации родителям

КНИГИ:
Гуськова А. "Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок"
Сербина Е. "Развивающие игры для детей"
Степанов С. "Большой мир маленьких детей Мы и наши дети: грамматика отношений"

Отзывы