Разговариваем с ребенком… правильно


Многие мамы полагают, что интуитивно понимают, как лучше общаться с обожаемым чадом, что всё подскажет материнский инстинкт. Всё ли? К сожалению, нет.

Далеко не все родители знают, как нужно строить каждодневное общение с ребенком, чтобы оно было эффективным, чтобы оно стало одним из инструментов развития малыша.

С младенческого возраста ребенку требуется внимание взрослого. Младенец будет плакать, если его не замечать. Улыбайтесь ребенку, разговаривайте с ним - и отклик не заставит себя ждать. После полугода уже нужно учить малыша понимать слова, то есть устанавливать связи между предметом и набором звуков, которые его обозначают. Пройдет еще несколько месяцев, и импровизированные логопедические занятия будут нацелены на обучение повторению некоторых слов. И на этом этапе важно правильно строить общение с ребенком, учитывая особенности возраста (в этом может помочь детский психолог).

Консультации логопеда для родителей Иногда мама сетует: «Вроде делаю все правильно, а малышка не повторяет слова». При ближайшем рассмотрении ситуации оказывается, что ключевое слово здесь «вроде». Выясняется, что отправляясь на прогулку, мама одевает дочку и комментирует: «Наташа пойдет в парк. Там птички. Ну-ка скажи: птички!». Разумеется, Наташа не повторит «птички»: они в данный момент не находятся перед ее глазами. Для детей раннего возраста главной является так называемая ситуативная форма общения. Она предполагает разговор о том, что ребенок видит сейчас (он ведь еще не умеет абстрагироваться). Назови мама предметы дочкиного гардероба – девочка бы трогательно, на своем языке, повторила: «позьки» (сапожки), «ате» (платье).

Следующая форма общения – внеситуативная – возникает позже, когда ребенок овладевает активной речью. И появляется она именно по этой причине, ведь без речи невозможно создать образы и представить предметы, которых нет в поле зрения. Это необходимо учитывать, разговаривая с ребенком, потому что только взрослый может помочь ему в познании мира. Уже невозможно ограничиться игрушками и вниманием, нужно знакомить малыша с тем, что он не видит, с тем, чего он не знает.

Внеситуативно-познавательная форма общения, как правило, формируется к четырем-пяти годам. Именно в этом возрасте малыш будет засыпать вас разнообразными вопросами, из которых классические, вроде «почему ветер дует», еще самые безобидные. Занятия психолога с детьми демонстрируют, что в этом возрасте все ответы хороши. Иными словами, не загружайте ребенка всеми подробностями процессов, его интересующих. Ответы должны быть понятными ребенку, они должны служить для связующим элементом между тем, что малыш знает, и новой информацией. Однако не впадайте в другую крайность: не нужно фантазировать и давать заведомо неверные ответы. Это может сформировать искаженную картину в сознании малыша.

О чем разговаривать с дошкольникомДошкольник нуждается в уважении его интересов. Нельзя отмахиваться от вопросов маленького «почемучки». Детский психолог подтвердит, как трудно «изгонять» последствия замыкания ребенка в себе из-за пренебрежения его вопросами и интересами. Таким же образом – демонстрируя уважение, поощряя ребенка – можно привить ему интерес к каким-либо занятиям. Если у ребенка не получается, к примеру, рисунок, не заостряйте внимание на неудавшихся штрихах. Найдите хоть что-то, за что можно похвалить юного художника. И тогда он поверит в свои способности и будет стремиться доделать работу, а не забросить кисточки в дальний угол и никогда больше не брать их в руки.

Еще одна проблема в построении грамотного общения с ребенком – отсутствие чувства меры. Надо избегать крайности – бесконечного разговора с ребенком. Малыш просто перестает воспринимать слова, к нему обращенные. Речь любящих родителей становится, к сожалению, просто фоном.

Занятия психолога с детьми Когда ребенок становится старше, его начинает интересовать мир человеческих отношений, нормы поведения людей, черты их характера. Это внеситуативно-личностное общение – самая сложная форма общения дошкольников. В шесть-семь лет у детей возникают серьезные, можно сказать, философские, вопросы, обращенные к взрослому. Теперь маме приходится объяснять, что можно делать, а что – нет, какие поступки хорошие, а каких нужно избегать. Причем если раньше ответы нужны были только как руководство к действию, то теперь ребенку важно не просто знать, как себя вести, но и понимать, почему от него ждут именно такого поведения.

Если вы видите, что ребенок «застревает» на ранних стадиях общения, вас проконсультируют детский логопед и детский психолог. Как правило, многие дети долго остаются на стадии ситуативно-делового общения: они играют в предложенные взрослым игры, но не идут на разговоры.

Консультации логопеда для родителей помогут учесть возрастные особенности, чтобы общение с ребенком помогло ему развиваться наилучшим образом.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Разговариваем с ребенком… правильно
Логопед-дефектолог: познай мир – и поведай ему об этом

КНИГИ:
Глен Доман. “Гармоничное развитие ребенка”
Жан Ледлофф. “Как вырастить ребенка счастливым”
Джон Грэй “Дети с небес”

Отзывы