Большая игра маленьких пальчиков

Пальчики шевелятся немножко раскоординированно, будто сами по себе. У новорожденного еще многое «само по себе» – мозг только начинает свой путь к тому, чтобы стать «центром управления полетами». И один из самых важных инструментов на этом пути – именно маленькая, почти игрушечная ладошка.

Попробуйте отодвинуть умиленное желание поцеловать ручку малыша на второй план и посмотрите на нее как на орган, от которого напрямую зависит развитие головного мозга. На ладони расположено множество активных точек, связанных с разными участками мозга и всего организма. Стимулируя их, развивая мелкую моторику рук, можно способствовать развитию речевой функции, способностей и дарований детей, которые, по мнению В.А.Сухомлинского, находятся «на кончиках их пальцев». Выдающийся педагог утверждал, что «чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Итак, можно, не боясь преувеличения, сказать, что рука – это центр развития ребенка.

Пальчиковые игры Держи меня крепко

Когда новорожденный малыш сопит, припав к вашей груди, вложите в сжатую в кулачок ручку свой палец. Сработает врожденный хватательный рефлекс – малыш сожмет его. Свободными пальцами поглаживайте малюсенькие пальчики и тыльную сторону ладони. Постепенно у ребенка сформируется реакция на этот жест, связанная с приятными ощущениями тепла, сытости, спокойствия от близости матери. В дальнейшем это можно использовать как успокоительное средство при чрезмерном возбуждении ребенка, когда он расстроен, не уверен в себе.

Пальцы веером

Хватательный рефлекс после 3–4-го месяцев постепенно уступает место умению захватывать предмет и удерживать его в руке. Чтобы стимулировать его развитие, ежедневная гимнастика для ребенка должна обязательно включать в себя упражнения, способствующие растяжению мышц и связок, гибкости суставов кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей до года включает поглаживание, растирание внутренней стороны ладошки по кругу, надавливание на ее центр, массирование всех фаланг и суставчиков каждого пальчика, сгибание и разгибание их, надавливание на подушечки пальцев. Одно из упражнений: массировать своим пальцем тыльную сторону ладони между лучевыми костями вверх. Хорошо аккуратно закладывать свои пальцы между пальчиками малыша и легонько «растягивать» их в стороны. Заканчивать гимнастику нужно поглаживающими движениями, способствующими расслаблению.

При этом сопровождайте занятия для малышей забавными стишками, прибаутками, песенками.

Пальчиковые игры для малышей до годаРучное равноправие

Вы еще не знаете, какое полушарие головного мозга возьмет верх – будет ли ваш ребенок правшой или левшой. Поэтому обеим ручкам нужно уделять одинаковое внимание. Гимнастика и пальчиковые игры укрепляют взаимосвязь между полушариями мозга, что способствует повышению творческой активности и развитию способностей ребенка.

Играйте с нами, играйте сами!

С 4–5 месяцев, когда малыш уже реагирует на общение, отвечает на ваши приветствия и обращения, в ежедневные занятия с ним нужно вводить пальчиковые игры. Главными действующими лицами и игрушками в них выступают сами ручки малыша, это готовит его к образному восприятию.

Пальчиковые игры для малышей Всем известная «Сорока-ворона» – прекрасный массаж и ролевая игра: в роли деток выступают пальчики малыша. Когда ребенок привыкнет к этой игре, можно приглашать его: «Давай играть в «Сороку-ворону». Малыш будет сам тянуть вам ручки.

Одна из первых игр, развивающих мелкую моторику, – «Ладушки». Очень скоро при призыве «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» малыш будет хлопать в ладоши и показывать, как птички «полетели, полетели, на головку сели».

В пальчиковых играх нужно обязательно задействовать все пальчики, особенное внимание уделяя безымянному и мизинчику – они, как правило, меньше задействованы в обычной жизни, но такие же полноценные «участники» мелкой моторики, как и все остальные.

Игра, которая «работает» на сгибание-разгибание пальчиков, – пальчиковые прятки. Например, «Мышки»: держим кулачок ребенка в своей руке и под считалочку

Пальчиковые игры для детейРаз, два, три, четыре, пять –
Вышли мышки погулять.
Первая мышка в сад пошла,
Вторая мышка ромашку нашла,
Третья – спела песенку.
Четвертая – влезла на лесенку,
Пятая – увидела кошку… –


разгибаем по одному пальчику, начиная с мизинчика. На последних словах

Спрятались мышки в лукошко! –

опять сжимаем все пальчики в кулачок. Потом повторяем то же самое со второй ручкой.

Когда ребенок уже умеет сидеть, можно играть с ним в игры, рассчитанные на повторение. Например, предлагать ему покормить животных. Попеременно каждым пальчиком малыша, начиная с указательного, нажимаем в центр ладошки второй ручки под присказки: «Пришла кошка молочка полакать. Прибежала собачка кашки поесть. Прилетела птичка зернышек поклевать. Приплыла рыбка червячка проглотить». В заключение восклицаем: «Вот как вкусно!» – и поднимаем большой палец ребенка. «Все разбежались!» – восклицаете вы, слегка встряхиваете ладошки и постукиваете кончиками пальцев по столу. Через некоторое время при предложении «Животные проголодались. Давай их покормим!» малыш будет сам подставлять пальчики и показывать большим пальцем жест «Здорово!».

Пальчиковые игры до годаПальцем по воде

Хорошо развивают ловкость ручек игры с водой. Для начала можно налить в одну мисочку теплую воду, а в другую – прохладную. Опускать попеременно ручки ребенка то в одну мисочку, то в другую, комментируя все действия. Потом можно спросить: «Где теплая водичка? А холодная?» Постепенно малыш научится соотносить свои ощущения со словами, которые их описывают. Потом можно дать два пластмассовых стаканчика для переливания воды из одного в другой.

Хорошее упражнение для развития мелкой моторики и умения сопоставлять – опускать ручки малыша в разные по плотности и консистенции вещества. Например, в крупу, муку, песок, воду. При этом все действия должны комментироваться. Покажите малышу, что вы спрятали в крупу какой-то мелкий предмет, например, небольшую резиновую фигурку. Сначала поищите ее вместе с ним, а потом предложите искать самому.

Пальчиковая гимнастикаДайте малышу в качестве материала для исследования макароны разной формы. Покажите, как вы перекладываете их из одной емкости в другую, потом предложите ему сделать это. Затем дайте ему столовую ложку – пусть научится набирать в нее несколько предметов и переносить на небольшое расстояние.

Во время игры с малышом наденьте по краю вырезанного из картона круга разноцветные прищепки: «Смотри, какой красивый цветочек!» Дайте ему поиграть, пусть они их снимает, а вы комментируйте: «Это красный лепесток, это синий, это желтый…» Когда он снимет все прищепки, покажите, как они прикрепляются. Прекрасный тренажер для пальчиков!

Детские пальчиковые игрыРука – творчество

С малышом 10–12 месяцев можно начинать делать пальчиковые рисунки, опуская пальчики в краски, а потом оставляя следы на бумаге. Это развивает зрительную систему, формируется восприятие цвета. Перед каждым творческим занятием хорошо ввести за правило такую игру, как «разогревание» кисточки или карандаша. Держа ладошки малыша между своими, помещаете между ними кисточку или карандаш (лучше не круглый, а имеющий грани) и катаете их между ладонями. Кроме того, что это прекрасное массажное упражнение, ребенок усваивает традицию начала занятия, привыкает к взаимодействию с письменными и рисовальными принадлежностями.

К году малыша можно уже познакомить с таким материалом, как пластилин. Это и начало познания физических основ мира. Поместите кусочек пластилина между ладошками малыша, держа их в своих. При этом комментируйте то, что происходит: сначала пластилин холодный и твердый, потом становится теплым и мягким, его можно мять. Потом можете слепить простую фигурку – например, человечка, рассказывая, что вы делаете: «Это человечек. Это у него головка, ручки, ножки. Где у человечка головка?» Через некоторое время малыш будет показывать части тела человечка.

Пальчиковая гимнастика для детейЗагибаем пальцы

Итак, пересчитаем по пальцам основные моменты, которые нужно помнить.

Первое: развивая мелкую моторику рук ребенка до года, вы способствуете развитию его мозга, речевой функции, творческих способностей.

Второе: массаж и гимнастика для кистей рук должны стать неотъемлемой частью общих физических занятий с малышом.

Третье: любые занятия для развития ручек ребенка должны включать такие элементы, как растяжение, напряжение мышц, сжатие, расслабление.

Четвертое: чтобы развивались оба полушария головного мозга, необходимо уделять одинаковое внимание обеим ручкам.

Пятое: любые занятия и игры с малышом до года должны сопровождаться доброжелательными, эмоциональными комментариями; любое, даже самое незначительное, достижение заслуживает похвалы.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Волшебный мир сказок
Изготовление пальчиковых театров
Главный урок Марии Монтессори

КНИГИ:
Жукова Н. С. "Учимся говорить правильно""
Светлова И.Е. "Развитие речи"
Чохонелидзе Т.А. "Зима. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста"

Отзывы