Лоскутки, таблички и… бирюльки

Мария Монтессори полагала, что развитие у малышей осязания равно обучению видеть… руками. Дидактические материалы, которые она разработала, наглядны и конкретны. Благодаря этому ребенок не обязан слепо верить словам взрослого: малыш убеждается во всем на личном опыте.

Занятия для малышей по развитию тактильного восприятия проходят в «сенсорной зоне» (помещение, в котором идет работа, делится на несколько зон). Помимо материалов, в работе с которыми развивается тактильное восприятие, здесь предлагаются пособия для развития обоняния, зрения, вкуса, слуха, чувства веса, тепловых ощущений.

По мнению Монтессори, качественное изучение какого-либо свойства предмета возможно, если остальные свойства будут «спрятаны». Таким образом, ребенка ничто не будет отвлекать. К примеру, ребенку предлагаются совершенно одинаковые бутылочки, и только прикоснувшись к ним, малыш чувствует различия в температуре. Если предмет, к которому прикасается малыш, не будет горячим или слишком холодным, ребенку будет проще разобраться в своих тактильных ощущениях, и он быстрее научится различать, к примеру, гладкую и шершавую поверхности.

Сенсорная дорожкаДля развития тактильного восприятия среди Монтессори-материалов имеются доски для ощупывания. Они прекрасно подходят, чтобы занятия с ребенком 3 лет были эффективными. С помощью этого пособия ваш малыш научится различать текстуру материалов.

В наборе 5 пар досок (табличек). Каждая пара обтянута бумагой разной текстуры. Ребенок находит пару для каждой таблички, выкладывает их в ряд в зависимости от шероховатости бумаги. Подсказкой в выборе парной таблички выступает цвет: таблички, на которых наклеена одинаковая бумага, одного цвета.

Занятия для детей с этим пособием помогают не только развить осязание и логическое мышление, но и создают предпосылку для успешной учебы, так как готовят руку к письму.

Игрушки из кусочков ткани

Детский центр развития предложит вашему малышу еще одно пособие для развития тактильности. Плоские деревянные фигурки, которые вырезаны по контуру какой-либо фигуры, раскрашены и стоят на «ножке», называются игрушками (фигурками) Равиццы (по имени Алессандрины Равиццы, жившей в Милане). Такие игрушки необходимы, чтобы ребенок научился интерпретировать фигуры, которые видит, к примеру, на книжных иллюстрациях. Мария Монтессори считала, что эти игрушки – шаг малыша на пути к умению понимать и «объяснять» картины.

Бирюльки – так назывались игрушки Равиццы в России. Их обычно делали объемными, а не плоскими. Существует много игр в бирюльки, и одна из любимых аналогична игре с фигурками Равиццы. Их складывали в мешочек и ребенок доставал одну из них (определенную). Таким образом проходило не только развитие тактильного восприятия, но и мышления, внимательности. Ящик, наполненный лоскутками различных тканей, - вот еще одно пособие, которое поможет развить тактильное восприятие малыша.

Бирюльки или игрушки Равиццы

Для работы понадобится как можно больше кусочков тканей. Самых разных: гладких и шершавых, толстых и тонких, грубых и нежных. Каждый лоскуток должен быть в двух экземплярах.

Малыш ищет пару для каждого лоскутка, сначала проделывая это с открытыми глазами, потом - не глядя.

После таких занятий можно предложить ребенку определить, из каких тканей – к примеру, гладких, тонких – сшита его одежда. Иными словами, подобные занятия всегда имеют несколько целей. Одна из них, в данном случае, – научить малыша переносить абстрактные знания в повседневность.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Воспоминание о будущем лете
Разговариваем с ребенком… правильно
Какая ты красавица, или воспитание у детей уверенности в себе

КНИГИ:
Громова О.Е. "Путь к первым словам и фразам"
Гуськова А. "Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок"
Грибова Ольга. "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"

Отзывы