Первый год жизни малыша: развитие тактильной чувствительности

Порой молодые мамы ограничивают тактильные ощущения малыша, пряча его ручки в одежду с зашитыми рукавами. Делать это нежелательно, ведь чем больше тактильных ощущений будет доступно малышу, тем лучше будет его развитие. Ребенку нужно увидеть, услышать, потрогать - ощутить в полной мере все окружающее. Осязание – главный способ восприятия мира для малыша, еще не начавшего передвигаться. Тактильные ощущения нужны не только ручкам и ножкам, но и всему телу крохи. Поэтому взрослые должны стремиться, чтобы у малыша было максимальное количество возможностей для постоянных открытий. Развитие осязания в этом возрасте идет прежде всего во взаимодействии малыша и взрослых. Если они уделяют достаточно внимания маленькому первооткрывателю, то специальные занятия для малышей могут и не понадобиться. Акцентируем внимание на слове «специальные», потому что занятием, направленным на развитие осязания, может стать, к примеру, поглаживание по ручкам и похлопывание по спинке, когда малыш лежит. Кстати, выкладывать малыша можно на ткань разной фактуры, чтобы он ощущал разницу между шелком, бархатом, вельветом. Если у вас имеются лоскутки разных тканей, можно сделать своеобразный коврик. Гимнастика для малышей, проведенная на таком коврике, доставит им море удовольствия!

Развитие тактильной чувствительности

Для мамы не составит труда сшить небольшие мешочки, которые нужно наполнить крупой, фасолью, песком и иным подобным содержимым. Детишкам нравится перебирать мешочки и ощупывать их. Для развития тактильности полезны игрушки, сделанные из различных материалов. Жесткие, мягкие, шершавые, гладкие, теплые, прохладные – благодаря им перед ребенком открывается целый мир новых ощущений. Разумеется, родители должны направлять внимание малыша, проговаривать все, что происходит. Можно использовать как игрушки, так и любые иные предметы (естественно, безопасные для ребенка). К примеру, можно взять мячики или кубики и поочередно протягивать их малышу, рассказывая, к примеру: «Это кубик, он твердый, он сделан из дерева», «Этот мячик, он мягкий, он из меха». Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей расширить мир его ощущений. В этом могут помочь занятия для детей, которые проводит школа раннего развития, а также постоянная работа с малышом дома. В теплый летний день обычный газон можно с легкостью превратить в «волшебную лужайку», которая поможет обогатить тактильные ощущения малыша. Для этого достаточно вместе устроиться на одеяле и, срывая растущие вокруг травинки, поглаживать ими малыша, комментируя: «Какая нежная, мягкая травинка». А затем, перевернув ребенка на животик, провести его ладошками по траве. Развитие тактильной чувствительностиПриложив минимальные усилия, можно обзавестись интересным пособием, благодаря которому будут формироваться тактильные ощущения малыша. Речь идет о перчатке, на которую нужно пришить кусочки ткани разной текстуры. Подойдут шелк, шерсть, мех и даже крупные пуговицы. Главное, чтобы все это было пришито крепко и малыш не мог что-либо оторвать. Кончики пальцев на перчатке должны быть обрезаны: так малыш ощутит разницу между тканей и кожей человека. Нужно надеть перчатку и дать малышу возможность ощупать ее. Важно комментировать все действия ребенка, рассказывая о прохладе шелка, ребристости вельвета, мягкости меха. Чтобы малыш получил представления о разнице температур, достаточно металлической ложечки и обернутой в ткань бутылочки с водой. Прикасайтесь каждый предметом к ручке ребенка и называйте ощущения («холодно», «тепло»). Малышу будет интересно ощутить разницу между кранами в ванной, когда течет холодная, а потом горячая вода. К слову, ванная может превратиться в своеобразный центр развития тактильных ощущений, если там найдется место для двух тазиков. Их наполняют теплой водой, в один и кладут поролоновые губки, а в другой добавляют пену для ванны. Опуская ножки малыша в пену, а затем в тазик с губками, его ощущения комментируют. А после купания ребенка можно поставить, поддерживая, на мягкое полотенце или резиновый коврик. Еще одним «учебным пособием» может стать обыкновенный фен (отметим: только если малыш не боится его жужжания). Направляя на малыша то холодный, то теплый воздух, нужно проговаривать: «Подул прохладный ветерок… А вот теперь на твои ножки дует теплый ветер». Если же ребенок боится, можно помахать над ним платком и прокомментировать: «Это легкий ветерок. Очень слабый». Помогайте вашему малышу развиваться с первых дней жизни. Это непременно даст свои плоды!

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Пять дружных чувств, или об играх для развития сенсорных способностей детей Рисуем ладошками Какая ты красавица, или воспитание у детей уверенности в себе КНИГИ: Глен Доман. “Гармоничное развитие ребенка” Джон Грэй “Дети с небес” Цвынтарный В. В. “Играем пальчиками и развиваем речь”
Отзывы