Развиваем мелкую моторику

Мелкой моторикой называют способность к осуществлению мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Эти действия являются итогом согласованной деятельности нервной, костной и мышечной систем. Область моторики чрезвычайно широка – от умения захватывать предмет до способности писать и рисовать. Сначала малыш рассматривает собственные ручки, затем учится управлению ими. Первоначально он хватает все, что под руку подвернется, всей ладошкой, потом двумя пальчиками, а затем его учат правильно держать предметы (например, ложку и кисточку). Без совершенствования моторики невозможно общее развитие крохи. Доказана ее связь с развитием речи ребенка: моторный и речевой центры головного мозга расположены близко, поэтому центр речи активизируется, когда стимулируются моторные навыки пальчиков. Уровень развития моторики влияет на речь и скорость реакции ребенка, на ловкость его рук и почерк. По особенностям моторного развития делаются выводы о готовности малыша сесть за школьную парту. Игры на развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики идет постепенно, своими темпами у каждого малыша. Чтобы помочь маленьким ручкам стать ловкими, нужна помощь взрослых. Занятия по развитию мелкой моторики проводит школа раннего развития, но дома можно и нужно продолжать эту работу. Предлагаем вам несколько несложных игр и упражнений. Наиболее простой и подходящий для детишек всех возрастов способ развития мелкой моторики – массаж ладошек. Под всем известную потешку «Сорока-ворона» гладьте и массируйте маленькие ладошки. А еще одна потешка – «Ладушки» - прекрасный способ научить малышей хлопать в ладоши и распрямлять пальчики. Развивать маленькие пальчики поможет обычная мягкая бумага. Дайте ребенку несколько листов – пусть он их «исследует» (рассматривает, ощупывает) и с удовольствием рвет. Такое занятие подходит даже семимесячным крохам. А годовалым детишкам уже можно предложить полистать книгу или журнал. Полезно также перебирать мелкие предметы. Дайте малышу бусы (их можно сделать, например, из разных пуговиц) – кроха надолго заинтересуется этим занятием. Рассыпав несколько ниток разных бус, мы получим еще одно развивающее пособие. Перемешайте бусины и предложите малышу отсортировать их (по цвету, форме, размеру – все зависит от ситуации). Важно, чтобы кроха работал либо тремя пальчиками, либо «пинцетным захватом» (работают большой и указательный пальчики). А если для предыдущих игр вы подобрали бусины с большими отверстиями, предложите малышу нанизывать их на нитку. Перебирать и пересыпать можно и крупы. Это полезно для развития не только моторики, но и тактильных ощущений. А если вы закопаете в крупу маленькую игрушку, малыш будет с радостью ее искать. Развитие мелкой моторикиМисочки, в которые вы насыпали крупы, можно использовать и для формирования представления о размере предметов. Для этого нужно подобрать мисочки разного объема. Из них так весело строить башни, а также просто вкладывать мисочки друг в друга. А еще можно разбирать и собирать пирамидку, состоящую из колец разного размера. Детишки любят играть в песочнице. Это тоже можно использовать в развивающих целях. Устройте небольшую песочницу дома, насыпав песок на поднос. На песке можно рисовать любые узоры. Для следующей игры понадобится баночка с крышкой и горошинка. Продемонстрируйте малышу последовательность действий: снимаем крышечку, берем пальчиками горошинку, кладем в баночку, закрываем крышечку. Не получится у крохи сразу – не беда! Мелкая моторика. Добавив еще несколько баночек и бутылочек, получим реквизит для другой игры – раскручиваем и закручиваем крышки. Чтобы было интереснее, подберите сосуды разных размеров и форм. Учите малыша шнуровать обувь, застегивать и расстегивать пуговицы, пользоваться столовыми приборами. Это и для развития ловкости полезно, и к самостоятельности приучает. Играть можно везде. Например, предстоит организация детских праздников, и вы заняты на кухне. Пусть юный помощник мнет и раскатывает тесто, а потом украшает его, например, изюминками, взяв каждую двумя пальчиками. Если крохе надоели кулинарные подвиги, можно заняться лепкой из пластилина. Но вначале пусть ребенок разомнет пластилин – это тоже очень полезно. Моторика развивается и в процессе рисования, раскрашивания и вырезания, а также собирания мозаики и игры с конструктором. Обязательно присутствуйте при детских играх, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет и не поранился.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Изготовление пальчиковых театров Моторика – мелкая, но меткая Воспитываем малыша счастливым, или Правила хороших родителей КНИГИ: Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность своих детей Федотов Михаил. Раннее развитие детей Корчак Януш. Право ребенка на уважение
Отзывы