Ребенок готовится заговорить

Но родителям не стоит думать, что обучение крохи родной речи началось вот только теперь, когда он усердно начал повторять за ними простые слова.Малыш начинает тренировку своего речевого аппарата уже с возраста полутора месяцев, когда начинает издавать все более сложные звуки и звукосочетания. Специалистами она названы предречевыми голосовыми реакциями. Вы можете различить в них много звуков, которые в дальнейшем станут элементами четкой членораздельной речи. Но звуками их еще назвать нельзя. У всех деток, развитие которых происходит без каких либо отклонений, наблюдается определенная последовательность в том, как развиваются предречевые реакции.

Возраст малыша Голосовые реакции
1,5 мес. Кроха гулит: а-аа и т. п.
2 - 3 мес. бу-у, г-у, ш-и, и др.
4 мес. Свирель: аль-ле-е-лы-aгы-аы
7- 8,5 мес. Появляется лепет: малыш уже произносит слоги
8,5 - 9,5 мес. Модулированный лепет - слоги повторяются с разнообразными интонациями

Речь человека формируется из гласных и согласных звуков. Гласные звуки – тоновые, они создаются голосовыми связками. В то время согласные звуки возникают, когда струя воздуха встречает различные преграды в полостях глотки, носа, рта и образует шумы. Эти шумы образуются при прохождении воздуха через узкую щель между верхними зубами и языком (звуки «т» и «д»), твердым нёбом и язычком («г» и «к»). Когда воздушная струя проходит через щель, образуемую сближенными губками, получаются звуки «в» и «ф», через щель между зубами – звуки «з» и «с». При отрывистом раскрывании губ образуются «взрывные» звуки «б» и «ц». Шепотная речь, состоящая из одних шумовых звуков, осуществляется без использования голосовых связок. Стоит сказать, что дети могут овладеть шепотной речью только после трех лет. Развитие речи детей до года Видите, все не так просто как кажется на первый взгляд. Конечно, кроха начинает упражняться в произнесении звуков с полуторамесячного возраста, но ему нужно почти три года для овладения сложным искусством артикуляции звуков. Гуление и свирель, лепет – это своего рода игра, которая доставляет ребенку настоящее удовольствие: он упорно, в течение многих-многих минут повторяет какой-нибудь один звук, тренируя таким образом артикуляцию. Когда ребятенок начинает гулить, то мама или кто-нибудь из близких начинают «разговаривать» с ним, повторяя: «а-а-а! а-гу!» и т.д. Кроха подхватывает эти звуки и с радостью повторяет их. И для ребенка такое взаимное подражание очень важно. Ведь оно развивает более сложные предречевые реакции, а детки начинают произносить настоящие монологи. Правда, пока еще только из лепета. Внимание: если с малышом не заниматься, то лепет и гуление довольно скоро прекращаются. Для того чтобы ребенок лепетал и гулил, он должен чувствовать себя комфортно: быть сытым, сухим, теплым, но самое главное – у него должно быть эмоциональное общение с родителями и другими близкими ему людьми. Все голосовые реакции маленьких детей становятся более выразительными, стойкими на фоне радостного оживления: крохи могут «разговаривать» на протяжении довольно длительного времени –до 15 минут. И в их «речи» столько разнообразных интонаций! Но во время такой игры с младенцем важно создать условия, чтобы он смог услышать и себя, и взрослого. Вот мама занимается с Юлей, 4 месяца. Она произносит звуки «агу-у», а мама, выдержав небольшую паузу в пару секунд, с улыбкой повоторяет эти звуки. Дочка оживленно подхватывает их, снова произносит «агу-у», то и дело радостно взвизгивая. Стоит сказать, что уже с первых месяцев одобрение со стороны взрослых является сильнейшим стимулом для малышей. Если родители выражают мимикой, интонацией радость и удовольствие, когда малыш имитирует звуки, то его успехи будут намного значительнее. Развитие детской речиПредречевые реакции у малыша не будут развиваться хорошо, если с малышом занимаются, но он не может услышать взрослого или себя. Например, если в комнате малыша играет громкая музыка, шумят дети или же разговаривают между собой люди. Тогда кроха очень быстро умолкает, а все голосовые реакции ребенка, который постоянно находится в шумной обстановке, развиваются медленнее, с большими задержками. И они очень бедны по количеству звуков. Об этом стоит помнить тем родителям, которые считают, что малыша не нужно баловать, и с самого раннего возраста приучают кроху к шуму, думая, что он потом начнет требовать каких-нибудь особых условий. Такие родители заявляют, что их дочка или сын – не какие-то принцессы-принцы и жизнь не должна замирать, если детям захочется попищать или поспать. На консультации логопеда Вы можете узнать о многих подобных случаях: если родители – большие любители музыки, то часто, а иногда и постоянно, включают музыкальные композиции в комнате с малышом, считая, что делают это для правильного воспитания своих детей, а не только для собственного удовольствия. Чаще всего они объясняют свое поведение такими словами: «У нас нет отдельной комнаты для ребенка, поэтому он должен привыкнуть играть и засыпать при разговорах и под музыку». Мол, совершенно непедагогично потакать детским капризам. Однако, заметим, что взрослые обычно требуют тишины, если занимаются чем-то или отдыхают. А крохины «бу-у» и «агу-у» - это ведь тоже занятия, и они тоже требуют создания определенных условий. Раннее развитие речиОбратите внимание: незрелая нервная система маленьких детей наиболее восприимчива к вредному воздействию шума. И это не баловство и не потакание капризам, а забота о правильном и гармоничном развитии. Еще одно важное условие для развития ребенка, которое известно многим, но почему-то не всегда соблюдается, причем не только в семье, но и в детских учреждениях: малыш должен хорошо видеть лицо того, кто с ним разговаривает. Для примера приведем небольшой рассказ. В доме ребенка проводились занятия-эксперимент с несколькими младенцами в возрасте от 2-х месяцев: на протяжении 2-3 минут взрослый проделывал перед малышом артикуляторные движения, словно готовясь произнести звук «а» или «у» и т.д., но самих звуков не произносил. Крохи пристально смотрели на лицо и очень точно повторяли мимику взрослого. Когда же тот начинал произносить звуки, то детки тотчас же подхватывали их и повторяли довольно точно. Однако, когда взрослый закрывал лицо, малыши прекращали имитировать и мимику и звуки. Во второй группе перед другими детьми такого же возраста взрослый произносил эти же звуки «у», «а», «ы» и т.д., но его лицо было прикрыто специальной медицинской маской, и ребенку не была видна его мимика. Как результат, малыши на звуки внимания не обращали и не пытались подражать им. Лишь только после того, как они овладели навыком воспроизведения звуков, произносимых взрослыми, малыши стали подражать слышимым звукам. То есть, у детей в первую очередь должны быть выработаны точные связи между соответствующей артикуляторной мимикой и звуком. А затем появляется способность к звукоподражанию в случаях, если малыш не может видеть мимику говорящего человека. Развитие речи Но в реальной жизни часто приходится наблюдать, что мама, папа или бабушка с дедушкой разговаривают с маленькими детьми на большом расстоянии. И совсем не заботятся о том, чтобы ребенок хорошо видел их лицо. «Ary-у, агу-у, Машенька» - отзывается мама, а сама в это время занимается толи готовкой, толи шитьем. Но если кроха не видит маминого лица, ее артикуляторную мимику, то не может повторить звуки, которые произносит самый любимый человек. Ведь важно не количество времени, а его качество. 2-3 минуты, полностью посвященные малышу, дадут ему намного больше пользы, чем долгие разговоры между делом, когда он слышит только голос взрослого, но не может видеть его лица. Для него это просто шум. Когда детям исполняется восемь месяцев, они начинают по нескольку минут кряду проговаривать такие слоги как «та-та-та-та» или «да-да-да-да». Заметим, что детский лепет тесно связан с ритмическими движениями: малыш ритмично взмахивает руками, стучит при этом игрушками или прыгает, держась за перила манежа или кроватки. А в ритме движений выкрикивает слоги. А стоит ему остановиться, так он и умолкает. Поэтому очень важно малышам давать свободу движений, которая содействует не только тренировке моторики ,но и развитию предречевых артикуляций. Педагоги в школе раннего развития объяснят Вам, что не менее важны для маленьких детей осязательные и мышечные ощущения, которые они получают при умывании, кормлении, купании. Заметьте, что в пережевывании и глотании пищи человек использует те же мышцы, что и в артикуляции звуков. А четкая артикуляция задерживается в развитии, если кроха все время питается протертой едой. Довольно часто специалисты отмечают, что если малыш постоянно питается протертыми яблоками, овощными пюре, котлетками из рубленого мяса и т.д., имеет вялую артикуляцию не только в раннем детстве, но и сохраняет ее и впоследствии.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Большая игра маленьких пальчиков Моторика – мелкая, но меткая Сказка на руках КНИГИ: Гинтарас Хоментаускас. “Семья глазами ребенка” Жан Ледлофф. “Как вырастить ребенка счастливым” Комарова С.В. “РОСТ: речь, общение, система, творчество. “
Отзывы