Пять дружных чувств, или об играх для развития сенсорных способностей детей

Необходимо развивать восприятие ребенка и формировать представление о свойствах предметов: их величине, форме, запахе, вкусе, цвете, положении в пространстве. Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей, которые с легкостью можно проводить дома и во время прогулки, используя подручные средства, а также приходя в детский центр развития. Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, изображение машинки должно в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для малышей, направленные на сенсорное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности. Сенсорное развитие детейЧтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги – это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры. В развитии сенсорных способностей помогут различные игры. Многие из них подходят для детей разных возрастов. Чем старше ребенок, тем более сложным может быть задание.

Развитие тактильных ощущений

Мама может обогащать тактильное восприятие малыша, занимаясь повседневными делами. К примеру, игры с ребенком 1,5 лет можно проводить, не отвлекаясь от приготовления обеда. В таком возрасте детишки проявляют повышенный интерес к мелким предметам. Перекладывание орешков или пересыпание крупы из одной тарелки в другую – все это нравится малышам. Разумеется, мама всегда должна быть рядом! Игры для сенсорного развития детейОдна из популярных игр, направленных на развитие осязания, - «Чудо-мешочек». Вам понадобится непрозрачный мешочек и разные предметы, которые вы туда поместите. Важно, чтобы эти предметы были знакомы ребенку. В мешочек можно положить небольшие игрушки, фигуры, буквы и цифры. Все зависит от возраста малыша (разумеется, занятия с ребенком 2 лет с использованием цифр проводить нецелесообразно). Ребенку завязывают глаза и просят доставать из мешочка предметы и на ощупь определять, что оказалось в руке. Для следующей игры потребуются картонные карточки и лоскутки разных по текстуре тканей. Вооружитесь ножницами и превратите материю в геометрические фигуры, уже известные малышу, а затем наклейте фигуры на карточки. Ребенок не глядя должен определить, какая фигура «скрывается» на карточке. Если после вышеприведенной игры в доме еще остались кусочки тканей, их можно тоже использовать для игр. Одна из них – «Угадай пару». Вам потребуется шелк, бархат, шерсть, трикотаж и другие ткани из ваших запасов. Из каждого лоскутка вырежьте две одинаковые фигуры (прямоугольники либо квадраты). Разложите перед малышом две пары фигур и попросите найти две одинаковые фигуры (разумеется, не подглядывая). Впоследствии количество пар можно увеличивать. А когда будете обучать ребенка чтению, игру можно разнообразить, написав на карточках названия тканей: ребенок будет соотносить их с соответствующими фигурами. Игры для развития сенсорики Подобные занятия для малышей можно проводить и в группе, и индивидуально. Для коллективной работы можно посещать центр развития, а можно привлекать домочадцев. В любом случае, Школа раннего развития всегда поможет вам развить вашего малыша. Развитие тактильного восприятия на прогулке естественным образом проходит в обычной песочнице. Процесс пересыпания песка и строительства всевозможных «сооружений» - это не просто игра, а игра развивающая. Если песочницы поблизости нет, можно переместиться в домашний центр развития и предложить малышу повозиться в большой коробке с песком. Некоторые свойства предметов можно определить лишь осязательно (к примеру, разницу между гладкой и шершавой поверхностями). Эти особенности тактильного восприятия используются в разных занятиях. Можно положить перед ребенком две пластины – гладкую и шершавую – и попросить определить с закрытыми глазами, где какая. Дети, которые уже знают буквы и цифры, могут играть с буквами и цифрами из шершавой и гладкой бумаги. Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Прекрасная возможность для этого – прогулка по сенсорной тропе. Прогуляться по ней вам предложит Школа раннего развития. Вы можете обогатить такой тропой собственный центр развития, находящийся в вашей квартире. Для этого необходима ковролиновая дорожка, на которой закреплены «кочки» (мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом). «Кочки» можно изготовить в форме следов. Главное, чтобы ткань была тонкой, но прочной. Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.

Сенсорное развитие ребенка

Развитие вкусовых и обонятельных ощущений

Чтобы малыш представил, каким разнообразным вкусом обладают разные продукты, достаточно превратить в центр развития … вашу кухню. Что в тарелочке? Завяжите ребенку глаза и усадите за стол. Поставьте перед юным гурманом несколько тарелок с едой (разные каши, суп, кисель). Давайте ребенку попробовать по ложечке содержимое каждой тарелки, а он должен определить, что это. Кстати, так можно и незаметно накормить маленького непоседу. Главное не использовать в подобных «экспериментах» блюда, не любимые малышом. Пробуем и рисуем Ребенок закрывает глаза (или вы их завязываете), а вы даете ему попробовать, к примеру, банан, яблоко, лимон. Когда ребенок угадает, что он отведал, предложите это нарисовать. Разумеется, если вы проводите подобные занятия с ребенком 1,5 лет, маловероятно, что получится детальный рисунок, но цель будет достигнута. Посмотри и опиши Проводить занятия с ребенком 3 лет вам помогут изображения. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы овощи и фрукты, и предложите описать вкус изображенного. Например, лимон на вкус кислый и сочный, а хлеб – свежий и ароматный. Сенсорное развитие детей раннего возрастаДетишкам постарше можно предложить вариацию игры, усложнив задание. Для такой игры, сочетающей развитие вкуса, обоняния и осязания, подойдет название «Представь и опиши». Попросите ребенка представить (без картинок!) лимон и описать, как он пахнет, какой он на вкус, что малыш чувствует, держа лимон в руке. Затем попросите представить апельсин и задайте те же вопросы. Завершением игры будет сравнение: пусть ребенок нарисует лимон и апельсин и расскажет, чем они похожи и чем отличаются. Сделать мир звуков ближе поможет игра «Что звучит?» Она подходит для детей от 1,5 лет. Вам понадобятся колокольчик, дудочка, молоточек – любые «звучащие» предметы. Дайте ребенку послушать, какие звуки они издают. Сначала ребенок смотрит, что именно звучит, а потом определяет звучащий предмет на слух (взрослый прячет звучащий предмет за спину). Развитие сенсорных способностей Игры с ребенком 2 лет, направленные на развитие слухового восприятия, можно провести с использованием пустых баночек от крема (скорее всего, таких достаточно у каждой мамы). Часть баночек нужно наполнить мелкими предметами, а часть оставить пустыми. Попросите малыша угадать, какие баночки полные, а какие – нет. Подскажите, если есть необходимость, что для этого нужно потрясти баночку и послушать. Чтобы продемонстрировать содержимое, откройте баночки, а затем попросите малыша их закрыть.

Набор баночек будет полезен и для развития зрительного восприятия. Сначала малыш отвинчивает все крышечки, затем перемешивает их, а в итоге – снова закрывает баночки. Главное, чтобы баночки отличались и каждой соответствовала своя крышечка. Подобные игры с ребенком 2 лет будут полезны и для развития моторики. Школа раннего развития может порекомендовать вам и другие игры, направленные на комплексное развитие ощущений малыша.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: В каких случаях стоит обратиться к детскому логопеду? Словесный пинг-понг, или Развиваем мышление, играя Ребенок – лучший наставник! КНИГИ: Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. “Запоминание цифр. Книга по развитию образной памяти у детей” Николай Курдимов. “Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощьность своих детей” Кэтрин Кволс. “Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания”
Отзывы