Лови момент (о сензитивных периодах в развитии детей)

Если разобраться, станет понятно: каждый навык или процесс успешнее всего осваивается в определенном возрасте. Такую особенность принято называть «возрастной сензитивностью». Говоря о сензитивных периодах, нужно учитывать, что речь идет не только о развитии умений и навыков. Наиболее результативное восприятие норм поведения в обществе, развитие речи, формирование черт характера – все это имеет закономерности и «привязано» к возрастным рамкам. Сензитивные периоды не бесконечны. Они проходят, даже если возможностями, дарованными ими, не воспользовались. Вне рамок конкретного сензитивного периода человеку более не суждено освоить что-либо так легко, как в отведенное для этого короткое время. Детский центр развития в Минске поможет родителям составить представление о закономерностях сензитивных периодов, чтобы момент не был упущен. Период развития речи довольно длительный. Он продолжается около шести лет, а начало берет еще до рождения ребенка. Не случайно мамы любят петь песенки, разговаривать с еще не родившимся малышом и слушать, как он шевелится. Младенец нескольких месяцев от роду уже воспринимает речь как нечто выделяющееся из многообразной, порой хаотичной картины окружающего. Психологи советуют не только говорить с малышом, но и находиться в поле его зрения. Таким образом речь соединяется с образом говорящего и дети подражают услышанному, произнося звуки и слоги. Сензитивные периоды развития детейГодовалый малыш уже может облекать мысли в слова – первые, еще не всегда понятные. Но слов еще немного, а вокруг столько интересного, и каждый день дарит новые открытия. Поэтому в первые годы жизни ребенка его словарь обогащается с невероятной скоростью. Помимо слов, обозначающих предметы и явления, малыш учится выражать эмоции и чувства. Активно осваивается и грамматический строй языка. Однако из-за того, что слов и словоформ в лексиконе малыша недостаточно, на данном этапе мы имеем дело с «детским языком». В начале освоения языкового богатства такой язык использовать допустимо, но очень недолго. Взрослым необходимо общаться с малышом, давая ему лучшие образцы красивой, грамотной речи. Беседуйте с ребенком, читайте ему, вспоминайте стихи и потешки, пойте мелодичные песенки. Таким образом вы поможете своему малышу освоить язык во всем богатстве и разнообразии.

Кроме этого, ребенок может с легкостью освоить два языка одновременно, не смешивая их в сознании и в речи. Детишки бойко говорят на двух языках, в то время как взрослым необходимо на освоение чужого языка намного больше времени. А дело ведь в точном «попадании» в соответствующий сензитивный период. В дошкольном возрасте ребенок иногда разговаривает сам с собой. Продолжается это порой до пяти-семи лет. Этап перехода внешней (громкой) речи во внутреннюю помогает установить, насколько логично ребенок рассуждает. Ведь он проговаривает все, что делает.

Этап целенаправленного употребления речи наступает в три-четыре года. В этом возрасте для малыша становится очевидным, насколько важно грамотно, понятно для других, выразить мысль. И поэтому логичным является следующий шаг в развитии речи: в четыре с половиной – пять лет ребенок уже не просто говорит. Он начинает писать слова, фразы и небольшие рассказы. Писать, хотя этому его не учили.

Ну а в пять лет ребенок желает учится читать. Тоже сам. И это тоже логично: при письме он выражает свои мысли, а при чтении воспринимает чужие. Это нелегко. Возраст от года до четырех лет – это период, на протяжении которого развиваются движения и действия. Поэтому крайне важно давать детишкам больше двигаться. Школа раннего развития учитывает эту возрастную особенность, поэтому вы никогда не услышите здесь раздраженное: «Ну что ты все время бегаешь? Почему ты не можешь спокойно посидеть?» Не может малыш долго сидеть. Возраст у него такой. Так и хочется ответить людям, успокаивающим непоседу: «Вот станет взрослым – тогда и будет просто сидеть!»

Сензитивные периоды развития детейИменно поэтому нельзя заменять веселые подвижные игры усаживанием малыша перед экраном телевизора и компьютера. А ведь многие так делают. Чтобы не мешал. Мешать-то ребенок какое-то время не будет, но и развиваться, увы, тоже. После двух с половиной лет наступает период знакомства с социальными навыками. В это время нужно пользоваться моментом и объяснять ребенку правила поведения в обществе. Дошкольный возраст – весьма удачное время для усвоения норм общения. Ребенка не нужно заставлять вести себя правильно. Он сам хочет знать, как быть, если нужно познакомиться с кем-либо, как вежливо обратиться к другому человеку и так далее. Пользуйтесь моментом, ведь вежливости нужно учиться, а другие образцы поведения ребенок увидит без всякого обучения – во дворе, например. А привести малыша на соответствующие развивающие занятия можете только вы. Добавим, что длится этот период до шестилетнего возраста. Возраст до трех лет наиболее благоприятен для восприятия порядка. Что же такое «порядок» в представлении малыша? Это его ориентиры во внешнем мире. Для маленького ребенка очень важна стабильность окружающей его среды. Поэтому малыш так сопротивляется, когда взрослые перекладывают его игрушки и вещи, тем самым нарушая привычный для него порядок. Малышу ведь невдомек, что с нашей, «взрослой», точки зрения это как раз таки беспорядок. Ребенок видит мир иначе.

Сензитивные периоды развития детей

Отметим, что в первые три года жизни закладываются основы внутреннего личностного порядка. И зависит этот внутренний порядок от того, насколько гармоничной была в эти годы внешняя среда. Порядок ребенку необходим во всем. И если взрослым порой он нужен просто для того, чтобы был (потому, что так принято), то для малыша это способ построения отношений с миром. Для ребенка крайне важна упорядоченность окружающих его предметов. Квартира – это целый мир для маленького человека. Поэтому он должен в нем хорошо ориентироваться. А для этого нужно, чтобы все было на своих местах: одежда – в шкафу, игрушки – в отведенном для этого месте. Хорошо, когда у ребенка есть постоянное место для игр, для занятий, свой набор посуды. Разумеется, прикладывать усилия для соблюдения установленного порядка пока придется маме, потому что малыш еще только осваивается в мире. Но даже если вечером игрушки разбросаны, их нужно собрать. И не только для того, чтобы «не было стыдно перед гостями, если они вдруг зайдут», но и затем, чтобы малыш увидел игрушки утром там же, где они должны быть.

Такое же постоянство должно быть и по отношению к функциям предметов и вещей. Малыш может твердо усвоить, что дверь открывают, взявшись за ручку, а не толкают ногой, что сидят за столом, а не на столе. Но для этого нужно, чтобы ребенок постоянно видел примеры подобного поведения.

Общеизвестна важность режима дня ребенка. Но, повторимся, режим нужен не «для режима», а для того, чтобы у малыша сложилось представление о ритме времени и его объективных законах. К примеру, малыш хочет пойти днем на прогулку с родителями, но они работают и не могут днем быть дома. Рассказывая малышу известную ему сказку, мы порой меняем ход сюжета, что-то придумываем. А ребенок зачастую начинает капризничать. Это происходит не потому, что мы придумали плохой сюжетный ход, а потому, что это нарушает сюжет, привычный для малыша. Повторимся: ребенку нужна стабильность. Во всем. И в сказках тоже. А еще – в требованиях, предъявляемых взрослыми.

То, что мы требуем от малыша, не должно подчиняться нашему сиюминутному настроению. Требования должны быть логичными, последовательными и обоснованными. У ребенка должен выстроиться некий алгоритм действий, связанных с конкретными ситуациями. Разумеется, взрослые должны подавать пример: их действия не могут противоречить тому, что они требуют от малыша. К примеру, если малыша учат мыть руки перед едой, то все домашние должны поступать так же. Знание хронологических рамок и психологических закономерностей, свойственных сензитивным периодам, поможет вам наилучшим образом развивать малыша, чтобы сделать его дальнейшую жизнь счастливой.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Сказочное лечение души Лингвисты в коротких штанишках Золотая ручка КНИГИ: Громова О.Е. “Путь к первым словам и фразам” Жан Ледлофф. “Как вырастить ребенка счастливым” Зуева Л.Н. и др. “Логопедия для дошкольников. Звуки Ж, Ш, Ч, Щ”
Отзывы