Система Марии Монтессори

Позволяющая ребенку познавать мир и соответствующая потребностям и особенностям малыша развивающая среда - вот один постулатов в основе метода Марии Монтессори. Все занятия для детей проходят в этой среде, разделенной на пять логических зон, каждая из которых наполнена соответствующими дидактическими материалами. Эти пособия и материалы, которые Мария Монтессори тщательно продумывала и отбирала, прошли испытание временем и по праву называются «золотым материалом Монтессори». 1. Зона «жизненной практики» учит малыша заботиться о себе и окружающем. В этом помогают различные рамки: с крючками и пуговицами, шнурками и бантиками, кнопками и молниями. Здесь можно научиться заплетать косички и мыть посуду, обращаться с приспособлениями для чистки обуви и другими предметами, которые окружают нас. Занятия для малышей позволяют им заниматься любимыми делами: играть с кастрюльками «как у мамы» или инструментами - «как у папы». Сортировка мелких предметов, пересыпание и переливание из одной емкости в другую – все это развивает мелкую моторику. Система Марии Монтессори2. В зоне сенсорного развития малыш тренируется в различении температур, ощущает разницу в весе разных предметов, получает представление об их размерах и других свойствах. Ребенок найдет в этой зоне, например, емкости с запахами, предметы разного размера, формы и цвета. Школа раннего развития предлагает также классические материалы, разработанные Монтессори. Это, к примеру, «Розовая башня», «Коричневая лестница». 3. Зона родного языка важна для увеличения словарного запаса, фонематического слуха, знакомства с буквами. Этому служат звуковые игры, подвижный алфавит и другие пособия, с которыми может познакомить детский центр развития. 4. Зона математики наполнена материалами, которые помогают научиться работать с цифрами и числами, освоить счет. 5. Азы ботаники, зоологии, астрономии и прочих естественных наук ребенок постигает в «космической» зоне. Здесь малышу предоставлены наборы животных, географические карты, таблички с фруктами. Как выглядит такое разделение помещения на зоны, вы увидите, придя в центр развития ребенка в Минске. Вся работа с дидактическими материалами, по мнению Марии Монтессори, нацелена как на развитие ребенка в данный момент (к примеру, обучение завязыванию бантиков), так и на перспективу (развитие координации движений и самостоятельности). Многие игры Марии Монтессори не требуют игрушек, так как ими может служить баночки и мерные стаканы, лейки и подносы. В другой ситуации эти предметы будут служить дидактическим материалом. Подобная среда обучения позволяет реализовать основные принципы, на которых построена методика Марии Монтессори: - Свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем будет заниматься. Так методика Марии Монтессори способствует формированию у детей инициативности и ответственности за свои действия. Система Марии Монтессори- Обеспеченность дидактическими материалами. В каждой зоне должны быть материалы, которые соответствуют возрасту ребенка и способны удовлетворить потребности детей. Всё должно располагаться так, чтобы ребенок мог достать предмет без посторонней помощи. Это обеспечивает всестороннее развитие детей. Так как развивающая среда выстроена согласно взаимопроникающей логике, работа в одной зоне (к примеру, сенсорной) способствует максимально эффективному освоению материала, находящему в другой (математической). - Контроль ошибок, который заложен в дидактических материалах и помогает ребенку самостоятельно заметить ошибку и исправить ее. К примеру, посуда – настоящая – может разбиться, и ребенок сам увидит это, вода может разлиться – и ребенок сам в состоянии убрать последствия. Система Марии Монтессори- Правила работы в Монтессори-среде приучают ребенка к самодисциплине, порядку, рациональному использованию пространства и – главное – развивает навыки адаптации в обществе. Эти правила просты: взял вещь – верни на место, чтобы и другие дети могли ею воспользоваться; убирай за собой; не мешай другим детям. - Разновозрастный принцип формирования групп позволяют детям сотрудничать, развивая тем самым навыки общения и взаимопомощи. Старшие чувствуют ответственность за младших и одновременно уверенность в своих силах. Отсюда вытекает следующий принцип: - Активность детей. Зачастую не педагог, а дети обучают друг друга. Они ищут нужную информацию и сами готовят сообщения для других детей. Это развивает познавательную активность, самостоятельность, учит не бояться публичных выступлений, а также задавать вопросы, слушать ответы и отвечать самому. Система Марии Монтессори- Самодостаточность каждого ребенка. Метод Марии Монтессори не предполагает сравнения детей. Здесь невозможно услышать: «Другой ребенок делает это лучше тебя». Вместо этого прозвучит: «У тебя сегодня это получилось лучше, чем вчера». Подобные принципы предполагают особую роль педагога. Он должен прекрасно знать способы представления материала, имеющегося в развивающей среде, чтобы наилучшим образом оказать ребенку помощь. В развивающей среде педагог не может возвышаться над ребенком: ребенок и взрослый находятся на одном уровне. Поэтому в Монтессори-классах нет места учительскому столу. Главное требование, предъявляемое к педагогу, - не мешать. Помощь взрослого должна быть минимальной Ребенок сделает самостоятельно все, что сможет. Монтессори-педагог учит ребенка думать, сопоставлять, делать выводы и искать верные ответы путем собственных размышлений.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Сензитивные периоды развития детей Волшебный мир сказок Какая ты красавица, или воспитание у детей уверенности в себе КНИГИ: Ушакова О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников” Ушакова О. С. “Придумай слово. Развитие речи” Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников
Отзывы