Что вижу, о том и говорю! (Речь внешняя и внутренняя)

Известно, что младенец будет подражать звукам, которые он слышит, только если он видит, как они произносятся. Вот почему специалисты советуют не просто разговаривать с малышами, но и находиться при этом в поле их зрения. И только спустя некоторое время произойдет следующее. Ребенок будет имитировать мимику, его мышечные ощущения многократно совпадут со звуками, которые при этом он слышал, и таким образом действие будет связано со звуком. Лишь после этого малыш сможет повторить звук, который произносится, не видя мимику. Иными словами, первоначально звуки связаны с мышечными ощущениями. А затем с этими ощущениями связывается предмет. Когда вы в очередной раз приведете малыша на развивающие занятия или просто отправитесь на детскую площадку, понаблюдайте за детишками двух-трех лет. Вы заметите интересную особенность: они проговаривают все, что делают! К примеру, малыш катает машинку и комментирует: «Поехала! Би-и-и! Остановилась! Повернули!». Малыш проговаривает действия, будто глядя на них со стороны. Он будто ведет диалог с другим человеком. Это еще не внутренняя речь. До нее еще надо в буквальном смысле дорасти, пройдя несколько этапов развития так называемой личной речи. На первом этапе ребенок проговаривает то, что уже произошло, и таким образом учится осмысливать собственные действия («Я слепил снеговика»). Впоследствии ребенок начинает комментировать то, что делает в данный момент («я играю», «я рисую»). Ну а на третьем этапе юный исследователь мира озвучивает то, что только собирается делать. Поэтому зачастую занятия для детей сопровождаются раздумьями вслух: «Сейчас я буду играть и возьму вот эту куклу». Внутренняя речь ребенкаГоворят дети, как правило, громко. На шепот они переходят после четырех лет, а в пять-семь (иногда – позже) начинают говорить «про себя». Вот это и есть внутренняя речь. Консультации логопеда для родителей помогут выяснить, правильно ли развивается речь малыша. Если есть проблемы, специалист порекомендует посещать логопедические занятия. Пожалуйста, не игнорируйте этот совет, ведь развитая внутренняя речь очень важна для успешного обучения в школе. Порой бывает, что первоклассник не выполняет требования учителя или постоянно переспрашивает, что нужно сделать. Как следствие – недовольный учитель, замечания, расстроенная мама. А все почему? Да потому, что ребенок не может проговаривать про себя, что от него требуется. Чтобы избежать подобных затруднений, вы можете применить несколько несложных упражнений, которые помогут ребенку развить внутреннюю речь. Научите ребенка повторять данные ему указания. Задумайтесь, что вы делаете, получив какую-либо инструкцию? Верно - вы проговариваете мысленно все шаги и выполняете их. Разумеется, вы делаете это не задумываясь, потому что ваша внутренняя речь, которая дает «команды» к действию, развита. Поэтому попросите ребенка о чем-либо («Возьми куклу, отнеси ее в комнату и усади в игрушечную коляску») и тут же задайте вопрос: «Что я попросила тебя сделать?» Необходимо, чтобы ребенок точно повторил все, что было сказано. Вспомните себя в ситуациях освоения чего-то нового. К примеру, вы приобрели кухонный комбайн, прочитали инструкцию и приступили к применению нового «помощника». Более чем уверены, что ключевые моменты инструкции вы проговаривали вслух. Научите такому проговариванию и ребенка. Особенно если ему предстоит освоить письмо, счет, решить задачу. Ребенок может диктовать себе действия, которые он производит: «Пишу с большой буквы, пишу букву П, пишу букву А, пишу букву М, пишу букву А». С помощью этих простых упражнений вы поможете ребенку развить внутреннюю речь и с легкостью войти в школьную жизнь.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Сказкотерапия - вкусное лекарство «Левый» марш Лингвисты в коротких штанишках КНИГИ: Б. С. Волков, Н. В. Волкова “Детская психология в вопросах и ответах” Грибова Ольга. “Что делать, если ваш ребенок не говорит?” Ушакова О. С. “Придумай слово. Развитие речи”
Отзывы