Вопросы и ответы

В каком возрасте ребенок должен начать разговаривать? Моему сыну 2 года и 7 месяцев, он говорит примерно 10 слов, предложений не строит. Стоит ли мне обращаться к логопеду или до 3 лет можно не беспокоиться? Алина Д. г. Минск К году у малыша появляются первые слова, а в 1,5-2 года начинается усиленное развитие понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. В 2-3 года происходит формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Не стоит ждать, что к 3 годам «все само пройдет» и ребенок заговорит. Если к 2,5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо срочно обратиться к логопеду. Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице? Двухлетний внук не говорит о себе «я», только в третьем лице: «Саша хочет пить», «Дай Саше». Это нормально или у него какие-то проблемы с речью? Ирина Александровна, г. Слуцк. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице ближе к трем годам.. Именно к этому возрасту, малыш впервые понимает, что он — это именно он, и начинает говорить о себе не «Саша идет гулять», а «Я иду гулять». До этого он отрицает обращение к себе в иной форме («Я не “ты”, а Саша!»). К трем годам у ребенка начинает формироваться самостоятельность и независимость, и в его самосознании происходит радикальное изменение — он начинает понимать: «Мальчик Саша — это я». С какого возраста с ребенком нужно заниматься? Подруга водит дочку в школу раннего развития. Занятия им очень нравятся, я хотела бы своего ребенка тоже развивать с раннего детства, но моя мама считает, что для ребенка это будет вредно, у малышей должно быть детство. Диана, г. Гомель Начинать развивать ребенка нужно с рождения. Ребенок, с которым активно занимаются с самого рождения, никогда не вырастет человеком со средними способностями. Многие выдающиеся педагоги отмечают, что основная интеллектуальная база у ребенка формируется в возрасте до трех лет. Очень важно в раннем возрасте дать ребенку представление о мире, как о едином целом со сложной системой связей. Мозг малыша до трех лет сам нащупывает эти связи, задача взрослого помочь усваивать знания о мире комплексно. Групповые развивающие занятия с детьми раннего возраста как нельзя лучше решают эту задачу. Игры на развитие мелкой моторики, ритмичные движения под веселую музыку, познавательно-практическая деятельность, лепка и рисование, а также посещение специальной сенсорной комнаты активизируют у детей эмоциональное, двигательное и речевое развитие. Можно ли ребенка наказывать физически? Муж считает, что я разбаловала сына. Его самого в детстве воспитывали ремнем, поэтому он убежден, что если ребенка чаще шлепать, то он «вырастет нормальным человеком». Я не знаю, как убедить его, что это не так. Татьяна, г. Минск Бить ребенка ни в коем случае нельзя. Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. Физические наказания опасны еще и потому, что они нарушают формирование совести у ребенка. Телесное наказание унижает его. В результате частых наказаний ребенок убеждается в том, что наказание искупает проступок. У него не формируется здоровое чувство вины, которое становится внутренним ограничителем поведения на основе самосознания, а не на страхе наказания. Должны ли родители позволять ребенку помогать им в домашних делах? Моя трехлетняя дочка очень любит помогать мне по хозяйству. Она с удовольствием подметает, пытается мыть посуду. Моей свекрови это не нравиться, она считает, что дети должны играть, а не путаться под ногами во время уборки. Правда ли, что для малышей полезно помогать маме? Елена Анатольевна, г. Орша Родители обязательно должны принимать добровольную помощь малыша, в противном случае они отобьют у него охоту помогать. Даже если ребенок предлагает помощь не вовремя и не к месту, родители, тем не менее, не должны отвергать ее. Если малыш загорелся желанием сделать что-то явно непосильное, взрослым следует переключить его внимание на более легкое задание, подчеркнув при этом его важность. К примеру, вместо забивания гвоздей можно предложить маленькому помощнику выбрать гвозди нужного размера, а если ребенок хочет помочь в приготовлении обеда, его можно попросить разложить продукты на столе в определенном порядке по категориям. Как научить ребенка делиться игрушками? Двухлетний сынишка в песочнице постоянно отбирает игрушки у других детей, а если кто-то пытается взять его игрушки – устраивает настоящую истерику. Как научить ребенка делиться с другими? Светлана Козлова, г. Минск Родители должны четко обозначить для своего малыша границы дозволенного. Лучше несколько раз на собственном примере показать малышу, как можно поменяться игрушкой с другими, взяв какой-нибудь предмет у кого-либо из детей или взрослых, а затем вернув его обратно с благодарностью. Очень важно подчеркнуто использовать формы вежливости, когда родитель показывает, как следует просить чужую игрушку, демонстрируя, таким образом, своему ребенку значение этикета в общении между людьми. Те игрушки, которыми ребенок не готов делиться ни с кем, должны находиться у мамы. Важно научить ребенка вежливо формулировать просьбы, благодарить. Как правильно выбрать детский сад для ребенка? Дочке исполнилось 2 года, меня просят выйти на работу. Подскажите, как правильно выбрать для ребенка детский сад, так, чтобы малышка ходила в него с удовольствием. Маргарита, г. Гомель Подберите подходящие сады-кандидаты и посетите несколько из них, поговорите с воспитателями, обратите внимание на их любезность и внимательность к вашему ребенку. Понаблюдайте, как воспитатели ведут себя на прогулке с детьми: занимаются и играют с ними или болтают с коллегами. Выясните, работает ли в саду врач, и поговорите с ним. Узнайте, сколько детей посещает группу, попросите рассказать о занятиях и проводящем их персонале. Если вы выбираете частный сад, то поинтересуйтесь, какое образование у того, кто им руководит, какое образование и есть ли опыт работы с детьми у персонала. Что такое логопедический массаж? Моему сыну в 4 года поставили диагноз «дизартрия». Он не выговаривает многих звуков, очень сложно понять, что он говорит. В поликлинике мне сказали, что таким детям хорошо помогает логопедический массаж. Что это такое и поможет ли такой массаж ребенку заговорить? Лена, г. Минск Логопедический массаж – это уникальная технология быстрой постановки звуков для детей с различными речевыми диагнозами, будь-то задержка речевого развития, дизартрия, алалия, ринолалия, дислалия и др. Прямое воздействие на мышцы речевого аппарата формирует у ребенка нужные артикуляционные позы для правильного произношения. Логопедический массаж за 10 сеансов позволяет добиться результата равного шестимесячной работе с логопедом. Для чего нужна сенсорная комната? Я прочитала в журнале, что для развития ребенка полезны занятия в сенсорной комнате. Что это за комната? Полина, г. Минск Развивающая среда, созданная вокруг ребенка, становится для него целым миром. Внешнее воздействие того окружения, в котором находится малыш, оказывает очень сильное влияние на развитие детского интеллекта. Поэтому для умственного, эмоционального и двигательного развития ребенка очень полезны занятия в сенсорной комнате. Такую комнату можно использовать для обучения на основе сенсорной стимуляции, эмоционального и двигательного развития ребенка, стимуляции речевых зон на поверхности ладоней ребенка, развития мелкой и общей моторики, потому что специально подобранное оборудование воздействует на зрение, слух, обоняние, осязание и вестибулярный аппарат. Сенсорная комната отлично подходит для психотерапии, при работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма, для коррекции нарушений темпа психического развития, для преодоления детских страхов и тревожных расстройств. Если у ребенка повышенный тонус. Моему ребенку 3 месяца, у него повышенный тонус. Стоит ли мне волноваться? Екатерина г. Сморгонь. С решением вопроса по снижению мышечного тонуса затягивать не стоит, так как чем старше становится ребенок, тем труднее избавиться от этой проблемы. Вот уже более 50 лет в мире известна терапия гимнастики для младенцев- методика Бобата, которую создали супруги Берта и Карел Бобат (специалисты физиотерапии и нейрофизиолии). Этот береженый метод основан на нейрофизиологии - способствует движениям ребёнка, которые соответствуют его возрасту. Метод Бобата применим для детей чтобы способствовать развитию качественных движений и также для детей с изменениями тонуса. Есть случаи, когда гимнастика детям нужна в лечебных целях: если у ребёнка дисбаланс мышц, неврологические проблемы, если ребёнок во время беременности или при родах страдал от небольшого недостатка кислорода и также если в первые месяцы жизни младенца неправильно поднимали, несли и одевали. Иностранный язык и дети. С какого возраста можно предлагать ребенку изучение иностранного языка? Оксана Петровна г. Полоцк На этот счет не существует однозначного мнения. Лучше всего изучать иностранный язык в 4-8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Особое внимание в таком возрасте следует обратить на изучение иностранного языка в игровой форме, типа «английский театр» и т.п. Изучение иностранного должно протекать весело и интересно.

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Большая игра маленьких пальчиков Сказочное лечение души Лингвисты в коротких штанишках КНИГИ: Ткаченко Т.А. “Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша” Сербина Е. “Развивающие игры для детей” Степанов С. “Большой мир маленьких детей Мы и наши дети: грамматика отношений”
Отзывы