Воспитание ребенка: шаг за шагом (Часть 1)

На что же нужно обратить внимание, какие основные моменты выделить, чтобы малыш рос в гармонии с собой и окружающим миром?

Главное – уважение к себе

Формирование отношения малыша к самому себе начинается рано. Когда придете с крохой в центр развития ребенка, понаблюдайте за детишками. Вот идут развивающие занятия для детей от 3-х лет, ребенок пытается что-то сделать – не получается. Он пытается еще раз – и снова ничего не вышло. И вот, наконец, успех! Такие ситуации и возможность ощутить непередаваемое чувство «я могу!» закладывают основы уверенности ребенка в себе. Создавайте ситуации успеха ежедневно, чтобы кроха мог снова и снова переживать это чувство.

Чтобы быть уверенным в себе, малышу нужно знать: близкие любят его таким, какой он есть, даже если он порой ошибается. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, избегайте фраз наподобие: «Ты говоришь глупости!» Малыш должен видеть (и слышать), что вы оценили его старания, даже если результат не оправдал ожиданий. Поэтому найдите ободряющие слова, чтобы поддержать ребенка.

Чаще повторяйте: «Я верю в тебя», «Я уверен: ты справишься!» Это поможет ребенку не только в конкретный момент, но и в дальнейшем, когда он выйдет во взрослую жизнь.

Краеугольные камни – смелость и сопереживание

Многие проблемы в воспитании решаются развитием у ребенка смелости и умения сочувствовать. Почему? Такие качества невозможно представить рядом с эгоизмом, грубостью, трусостью, лживостью и т.п., а именно эти отклонения трудно корректировать.

Помогайте ребенку исследовать мир, поддерживайте риск (разумеется, разумный). Пусть малыш учится контролировать страх и преодолевать нерешительность, пытаясь впервые забраться на лестницу или познакомиться с соседом по песочнице. Кстати, прекрасная школа общения - занятия для малышей. Умение знакомиться, слушать, выражать эмоции, сдерживаться – все это необходимо и ребенку, и взрослому.

Кроху нужно учить понимать других людей, сопереживать им. Обсуждайте различные ситуации, заостряя внимание не только на фактах, но и на чувствах, эмоциях, чтобы малыш учился ставить себя на место другого человека.

Личный пример и похвала

Можно много раз говорить, как не надо делать, но лучше один раз показать, как делать надо. Естественно, все действия должны сопровождаться улыбкой. Уверены: если вы покажете пример и пригласите малыша ему следовать, он будет повторять. Возможно, не все получится сразу, но обязательно наступит день, когда малышу все удастся.

Не стоит и говорить о важности личного примера в каждодневных делах. Если ребенок видит родителей, проводящих время у телевизора и компьютера, и при этом они пытаются привить ему любовь к книгам, ничего не получится. Прежде всего, вернитесь к книге сами. Кроме этого, читайте малышу и с малышом (например, по ролям), обсуждайте прочитанное. Причем делайте это не между делом, второпях, а показывая, что для вас важно и время, проведенное с ребенком, и ваши совместные занятия.

Такие же примеры желаемого поведения можно подавать во всем. А когда вы заметите, что малыш без напоминаний терпелив, вежлив и т.п., поддерживайте его похвалой. Гораздо больший эффект будет от слов: «Ты поделился с другом. Ты молодец!», - чем от нотаций за жадность.

Если же вы видите, что пока поведение ребенка далеко от идеала, не настаивайте (хотя предложить правильную модель поведения нужно) и не критикуйте малыша. Подождите немного – и настанет время, когда вы сможете похвалить кроху.

Продолжение следует.

РЕКОМЕНДУЕМ:

СТАТЬИ:
Воспитание ребенка: шаг за шагом (Часть 2)
Воспитываем малыша счастливым, или Правила хороших родителей
«Нестандартные» положения: ищем выход вместе

КНИГИ:
Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым
Гиппенрейтер Ю.Б. "Общаться с ребенком. Как?"

Джон Грэй. Дети с небес

Отзывы