Какая ты красавица, или воспитание у детей уверенности в себе

Неуверенного малыша легко узнать. Достаточно недолго понаблюдать, как проходят занятия для детей, чтобы выявить в группе нерешительного ребенка, который всегда боится, что у него ничего не выйдет, который не любит, когда его хвалят (в похвале он видит насмешку).

Чтобы избежать таких ситуаций, нужна каждодневная работа по созданию у ребенка позитивного мнения о самом себе. И определение «работа» здесь не преувеличение, потому что родителям для достижения результата в воспитании приходится работать, прежде всего, над собой. Вспомните, к примеру, не говорили ли вы порой малышу: «Посмотри на Анечку: она уже умеет сама заплетать косички»? Не проскальзывало ли в общении с ребенком сравнение: «А вот твой одноклассник учится лучше»? Такие сравнения – верный путь к появлению комплексов. Если уж соотносить успехи или неудачи ребенка, то не с результатами деятельности других детей, а с достижениями или неуспехами его самого. Лучше скажите ребенку: «Сегодня у тебя получилось то, что не удавалось сделать несколько дней. Поздравляю! Ты молодец». Либо: «Сегодня не вышло. Ничего, попробуешь потом». Такой принцип – сравнение ребенка с самим собой – один из постулатов педагогики Марии Монтессори. Вы сможете увидеть, как он действует, придя на занятия для детей в центр развития.

Воспитание уверенности в себе

Установки, полученные в детстве (особенно из уст родителей), надолго оставляют след в душе. Сила слова столь велика, что может повысить самооценку ребенка, даже если речь идет о достоинствах, которых нет.

«Какая ты красавица!» - не устает повторять мама девочки, внешность которой, скажем так, не совсем модельная. Пройдет 15-20 лет, и девушке, уверенной в своей неотразимости, будет гораздо легче жить. И наоборот, даже детский психолог едва ли быстро поможет, если ребенка регулярно убеждать: «У тебя плохое зрение – это ужасно, ты всю жизнь будешь мучиться с подбором очков, да это еще и некрасиво!» (А в действительности даже с плохим зрением можно отлично выглядеть). Или: «Посмотри на свою фигуру! Как ты будешь жить с такой осанкой?» (Но ведь любую неправильную осанку можно замаскировать удачно подобранной одеждой). Поставьте себя на место малыша. Вам приятно было бы постоянно получать уверения в собственной ущербности? Вот и ребенку это не просто неприятно – это больно и обидно.

Воспитание уверенности в себеПорой занятия психолога с детьми направлены на преодоление желания родителей видеть в ребенке собственные нереализованные способности и упущенные возможности. Зачастую мама, которая в детстве не стала спортсменкой, отдает ребенка то в одну, то в другую секцию, несмотря на то, что малыш вовсе не хочет заниматься спортом: не получается, да и данных нет. В итоге у ребенка создается впечатление, что он неудачник (у других все получается, а у него – нет, к тому же мама из-за этого расстроена). А ведь куда лучше будет, если мама разглядит, что именно нравится ее малышу, к чему он проявляет максимальный интерес и способности, и отведет его именно в эту секцию или творческую студию. Иными словами, чтобы помочь ребенку оценить себя по достоинству, нужно создать ситуацию, которая позволит ему самовыразиться, добиться успеха и положительно оценить собственные действия. Более того, необходимо всячески поощрять успехи ребенка, чтобы малыш понимал: его достижения не остались незамеченными.

Разумеется, центр развития ребенка в Минске может предложить вам консультации специалистов и разнообразные развивающие занятия для детей, способствующие повышению самооценки вашего малыша. Однако вы и сами можете помочь вашему ребенку почувствовать уверенность в себе. И самый простой способ для этого – совместные игры.

Развитие у ребенка раннего возраста самооценки и уверенности в себеИменно в игре малыш исследует мир. Зачастую взрослые не любят шумные игры и поэтому оставляют все догонялки, войнушки и салочки в собственном детстве. А ведь если взрослый поучаствует в игре с собственным ребенком, причем даже не на равных, а в качестве ведомого, малыш почувствует собственную значимость. Детишкам нравится, когда родители их «слушаются». Позвольте малышу даже спорить с Вами – в разумных пределах, конечно же. Это научит его отстаивать свою точку зрения, приучит к тому, что его мнение имеет право на существование, что он человек, пусть и маленький.

Понятно, что занятой маме трудно выкроить время для игры с ребенком, но все же постарайтесь это сделать. Игра – это мир вашего малыша, он живет ею. Так пусть же он понимает, что и вы разделяете всю «серьезность» происходящего и поэтому во время игры не отвлекаетесь на «взрослые» дела, сколь бы важными они не казались.

Пусть ребенок будет лидером, «главным», а вы – его зеркальным отражением. Повторяйте его действия, следуйте за ним, и тогда малыш почувствует себя уверенно. К примеру, малышка выбирает куклу и говорит: «Эта кукла будет мамой. Она пойдет в магазин». А вы поддерживаете ситуацию: «Хорошо. А вот эта кукла – дочка. Она пока поиграет».

Развитие уверенности в себе у детей раннего возрастаНаслаждайтесь своей ролью в совместных играх, демонстрируйте, что замысел вашего малыша нашел у вас отклик.

Одно из проявлений свободы – возможность выбора. Разумеется, малыш еще не отвечает за свои действия, он зависим от взрослых, однако и для него можно создать ситуацию выбора, которая укрепит его уверенность в себе. К примеру, пусть ребенок сам выберет, в чем идти на прогулку – в красной рубашке или в голубой. Пусть сам решит, что будет пить - чай или компот. Самое главное в данных ситуациях – это осознание ребенком важности его мнения, понимание, что к нему прислушиваются. А когда на первый план выдвинется подготовка к школе, ситуации выбора станут более серьезными.

Обязательно выделите малышу личную территорию. Естественно, это довольно трудно сделать, если у вас маленькая квартира, если в семье есть другие дети. Но все постарайтесь найти такое место, которое будет принадлежать только малышу. Таким местом может быть обычная коробочка, в которую ребенок сможет складывать свои «секретики». Любому человеку нужно личное пространство – и ребенку тоже.

Подводя итоги, скажем: любите своего малыша, любите все, что вы делаете для него и с ним. И тогда у вас все получится!

РЕКОМЕНДУЕМ: СТАТЬИ: Ребенок готовится заговорить Малыш делает ошибки Речевое общение. Как научить этому ребенка? КНИГИ: Степанов С. “Большой мир маленьких детей Мы и наши дети: грамматика отношений” Сигал М. “Ребенок играет: от рождения до года” Фельдчер Ш., Либерман С. “400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет”
Отзывы