Это лишь часть проблем, беспокоящих заботливых родителей. Ниже – ответы на самые распространенные вопросы, которые они адресуют логопеду нашего Центра.
Можно ли разговаривать с малышами на «детском» языке?
Порой мамы и папы, общаясь с ребенком, подражают его речи: используют «детские» слова, искажают произношение звуков. Родители полагают, что таким образом они сделают свою речь более понятной малышу. Однако логопед для детей рекомендует разговаривать с детьми нормально, без использования «языка нянь и мам». Учитывайте, что малыш подражает речи родителей, поэтому пусть он сразу учится говорить правильно. Разумеется, не нужно использовать непонятные малышу слова и речевые обороты, строить громоздкие синтаксические конструкции. Говорите простыми, но правильными фразами.
Ребенку скоро в первый класс. Каким к этому возрасту должен быть уровень развития связной речи?
Пятилетнему ребенку, речевое развитие которого соответствует нормам, по силам рассказать произошедшую с ним историю, изложить сказочный сюжет. Шестилетний дошкольник может выполнить и более сложное задание (например, сочинить продолжение рассказа). Школьная успеваемость во многом зависит от уровня развития связной речи, поэтому если вы замечаете нарушения, обращайтесь к специалистам. Консультации логопеда для родителей и занятия с ребенком помогут преодолеть трудности.
Возможно ли «перерастание» речевых проблем, если в окружении малыша будут нормально говорящие ровесники?
Этот вопрос часто задают родители детишек, которым рекомендовано посещение логопедической группы. Разумеется, среда оказывает влияние на формирование правильной речи. Но если бы трудности с речью преодолевались только с помощью окружения, не было бы неправильно говорящих взрослых. Поэтому если логопед советует посещение специальной группы, не отказывайтесь.
Не скажется ли посещение логопедической группы на будущем ребенка? Примут ли его в хорошую школу?
Посещение логопедической группы не отражается в документах, которые необходимы для поступления в школу. Главное, чтобы к моменту поступления будущий первоклассник преодолел речевые трудности.
В семье не было случаев проблем с речью. Откуда же они взялись у ребенка?
Причиной речевых проблем могут быть, в частности, токсикоз, травма при родах, недоношенность, травмы в первые годы жизни малыша.
Малыш все еще не говорит фразами. Когда нужно обращаться к логопеду?
Простые фразы должны появиться в речи малыша к двум годам. Развитие всех детишек индивидуально, поэтому не стоит тревожиться, если есть небольшие отклонения по срокам. Но все же если ребенку уже два с половиной года, а фразы в его речи так и не появились, стоит посетить логопеда.
Ребенок не научился читать, хотя все буквы знал уже в два года. Что предпринять?
Чтобы научиться читать, знания букв недостаточно. Нужно уметь анализировать (раскладывать услышанное слово на звуки) и синтезировать (владеть процессом соединения звуков в слоги, а слогов – в слова). Формирование этого навыка так рано не происходит.
Четырехлетний малыш не выговаривает «р». Можно ли преодолеть эту проблему без помощи специалиста, разучивая специальные детские стихи?
В замене «р» на «л» в возрасте четырех-пяти лет нет ничего страшного. Логопеды не советуют заучивать большое количество стихов со словами, содержащими «р». Дело в том, что это может привести к усугублению ситуации: малыш будет неправильно произносить звук «р».
Когда нужно обращаться к специалистам, чтобы исправить неправильное произношение звуков?
Свистящие звуки малыш начинает произносить после трех лет, шипящие – к четырем – четырем с половиной годам, а сонорные («р», «л») – к пяти. До этого неправильное произношение исправлять не нужно: возможно, у ребенка еще не сформирован артикуляционный аппарат и звуков нет по этой причине.
Однако не стоит медлить с обращением к логопеду до самой школы: речевые проблемы могут сказаться на освоении чтения и письма.
Минск
+37529 569-63-01 (viber)
+37529 349-44-38
Брест, Пинск
+37533 682-29-28
Закажите обратный звонок и мы обязательно Вам перезвоним!