Детский церебральный паралич неизлечим, однако если коррекционная работа была поставлена правильно, можно достичь хороших результатов в развитии малыша. Главное – комплексный подход. Консультация логопеда должна сочетаться с посещениями педиатра, ортопеда, психолога, невролога и реабилитолога (отметим, что помощь логопеда нашего Центра можно получить и в Минске, и в Брестском филиале). Кроме этого, безусловно, важна каждодневная помощь родителей.
Остановимся на особенностях логопедической помощи детям с ДЦП.
Отметим, что расстройства речи возникают у 80% ребятишек. Речевые проблемы отличаются у разных детей в зависимости от того, какие отделы мозга повреждены и насколько тяжело. В частности, трудности могут быть вызваны следующим: у малыша с ДЦП ограничен объем представлений об окружающем мире. Такое случается, если ребенок плохо двигается и, следовательно, не может расширять границы своего мира.
Зачастую проблемы усугубляют любящие родители, готовые реагировать на любой жест малыша. У ребенка просто отсутствует потребность в словесном общении.
Первые слова у детей с ДЦП появляются в разное время (чаще всего – в 2-3 года). Если работа со специалистами проводится правильно, то к концу третьего года может произойти скачок в речевом развитии. Став старше (в 4-5 лет) малыш уже осваивает фразы, а в 5-7 лет можно говорить об интенсивном развитии речи. Разумеется, все индивидуально. У каждого ребенка процесс реабилитации проходит по-своему и зависит от многих факторов.
В раннем возрасте увеличение активного словаря у таких детишек идет медленно, предложения они могут составить лишь короткие и с трудом усваивают глаголы.
Нужно обращать особое внимание на трудности с фонетикой. Если не преодолеть проблему замены одного звука другим, речь может остаться невнятной.
Предупреждение и успешное преодоление речевых проблем зависит от своевременного визита к логопеду. Зачастую родители обращаются к специалисту, когда малышу уже исполнилось три или четыре года. Работа логопеда в таких случаях исправляет ошибки, ставшие уже привычными, а это очень сложно. Поэтому исправление психо-речевых нарушений нужно начинать до исполнения ребенку трех лет. При таком подходе можно рассчитывать на минимальное количество дефектов в речи (более того, можно даже добиться отсутствия речевых проблем). При этом основываться нужно не столько на возрасте ребенка, сколько на уровень его развития (психического и речевого).
- В доречевой период (то есть в младенчестве) специалисты рекомендуют акцентировать внимание на:
— эмоциональном общении крохи со взрослыми;
— нормализации мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата. Для этого рекомендован «Логопедический массаж» (нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата). (Наш центр предоставляет логопедический массаж в Бресте, в Минске, осуществляет выезд по городам Беларуси по запросу родителей);
— стимулировании речевой и звуковой активности крохи;
— развитии сенсорных процессов (умения смотреть и слушать), хватательной функции рук;
— подготовке к переходу на новый этап – понимание речи.
- В раннем возрасте нужно:
— формировать устойчивое и произвольное внимание, а также наглядно-действенное мышление крохи;
— учить пониманию речи, обращенной к ребенку;
— формировать и стимулировать восприятие – зрительное, тактильное и слуховое;
— развивать зрительно-моторную координацию малыша.
- В дошкольном возрасте основными направлениями работы по развитию речи будут:
— игра;
— общение ребенка с окружающими с использованием речи. Формирование связной речи и устранение ошибок (грамматических, фонетических, лексических);
— развитие представлений о пространстве и времени, а также внимания, памяти и мышления;
— подготовка руки к письму и подготовка к школе.
-
Со школьниками коррекционная работа продолжается: развивается познавательная деятельность, корректируются ее нарушения, у ребенка воспитывается устойчивое поведение. Иными словами, в работе важен систематический подход: в этом случае она приносит свои плоды.