К сожалению, не всегда родители уделяют должное внимание речи будущего первоклашки, полагая, что «в школе всему научат». Да, ребенок идет в школу, чтобы учиться, но ведь формирование письменной речи идет на основе устной, и малыш, который говорит «сапка» вместо «шапка», так и пишет…
Чтобы определить уровень речевой готовности, нужно проанализировать несколько составляющих.
Произношение
Речь шестилетнего ребенка должна быть четкой и внятной, с правильным произношением всех звуков. Если это не так, поможет логопед для детей. Возможно, будет рекомендована логоритмика или другие способы решения проблемы. А это действительно проблема: мы уже упоминали, что дети переносят ошибки в устной речи на письмо.
Звуко-слоговая структура слова
Если ребенок свободно произносит любые слова, в том числе многосложные, и включает их в предложения, это норма. Разумеется, произнося новые длинные слова, малыш может запнуться. В таком случае нужно просто произнести слово медленно, но обязательно правильно.
Порой, слыша неправильную речь ребенка (пропуски слогов, их перестановки или замены типа «мисанер»), родители лишь улыбаются. В действительности же нужно бить тревогу и обращаться к специалистам, потому что это говорит о серьезных нарушениях.
Словарный запас ребенка, готовящегося сесть за школьную парту, включает слова всех частей речи, в том числе причастия и деепричастия. К семи годам малыш должен использовать антонимы, уметь характеризовать предметы относительно их рода и вида (салатница – посуда для салата). Слова и выражения с переносным значением (например, золотые руки) нужно уже и понимать, и использовать в речи.
Навыки звукового анализа и синтеза
Если подготовка ребенка к школе проводилась правильно, он уже владеет терминами « «звук», «буква», «слог», «цифра» и умеет их применять. Завтрашний школьник должен уметь выделять в слове звуки, определять их количество, последовательность, называть место, которое занимает звук в слове. Без этих навыков невозможно формирование письменной речи.
Грамматический строй
К моменту поступления в школу дети овладевают грамматическими нормами языка. Поэтому в их речи не должно быть «ух» и «тарелков». Разумеется, мы сейчас не говорим о сложных грамматических формах, с которыми порой не могут совладать некоторые взрослые. Кстати, влияние взрослых на формирование грамматической культуры ребенка решающее, потому что малыш действует по услышанному образцу.
Не менее важна ваша роль в формировании связной речи.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже в состоянии придумать сказку, пересказать небольшой текст, описать картинку по памяти, а также придумать продолжение изображенных событий.
Для развития связной речи необходимы слушатели – взрослые. Поэтому обязательно общайтесь с ребенком, не отделывайтесь односложными ответами на вопросы маленького «почемучки».
Развивать речь можно где угодно. В магазине ребенок будет искать продукты, названия которых содержат определенное количество слогов или звуков. На прогулке – называть встречающиеся на пути предметы и составлять с этими словами предложения. Обязательно находите время для чтения и обсуждения прочитанного. Задавайте вопросы, придумывайте необычные варианты завершения истории.
Чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, необходима ваша заинтересованность и любовь. Совершенствуя речь, вы одновременно способствуете развитию памяти и мышления, внимания и восприятия. Все это необходимо для успешного обучения в школе.
Минск
+375 29 569-63-01
+375 29 349-44-38
Брест, Пинск
+375 33 682- 29-28