Учимся дружить… | Логопед плюс — логопедический центр

Учимся дружить…

Общение с ровесниками необходимо малышу – это бесспорно. Если у ребенка нет друзей, это вызывает опасения (более того, в некоторых случаях даже может понадобиться консультация психолога для родителей). Контакты со сверстниками не могут быть заменены взаимодействием с родителями – даже самым тесным. С первых дней жизни кроха рассматривает все вокруг, ощупывает и пробует на вкус. Ребенок подрастает – общение с миром принимает иные формы. Двухлетний карапуз уже ожидает от сверстников участия в забавах. Но осознанно играть вместе детишки начинают после трех лет. Вот тогда детишки начинают распределять роли в игре – и в это же время появляются конфликты. Раннее развитие малышей и мелкие ссоры с другими ребятишками неотделимы друг от друга. Вопрос только в том, как правильно на это реагировать.

Если в детской среде возникают конфликты, это совершенно нормально и не является причиной ограждения ребенка от общения. Кроха не может гулять только в сопровождении взрослых: он должен учиться строить отношения с другими детьми, общаться с ними. Конфликты – это естественная часть общения, и насторожить должно их отсутствие, а не наличие. Если вы видите, что малыш не находит общий язык с другими детьми, понаблюдайте за ситуацией. Что происходит? Кроха настойчиво тянется к чужим игрушкам, игнорируя собственные? Он просто не хочет подвинуться в песочнице, чтобы рядом мог поиграть другой ребенок? Присмотритесь, и вы лучше узнаете своего ребенка и, кроме этого, сможете сделать необходимые выводы. Вот, например, распространенный случай: четырехлетний мальчик не дает спокойно играть другим детям. Прежде всего, нужно понять: это всего лишь ребенок, которого не научили дружить. Помогите детишкам организовать игру, в которой всем будет весело и каждому найдется дело. На дворе зима, и маленький хулиган забрасывает девочек снежками? Предложите начать строительство снежной крепости. На улице жаркое лето – эту же крепость можно строить из ненужных коробок. Занятия для малышей могут быть разными – главное, чтобы было интересно всем. Если вы помогаете детям разрешить спор, используйте золотое правило: представьте себя на месте другого человека. Если вам неприятны какие-либо действия, они не принесут удовольствия и ему. Попросту говоря, относитесь к другим так же, как хотите, чтобы относились к вам. Поэтому не стоит разговаривать на повышенных тонах и раздражаться. В некоторых случаях в детские ссоры лучше не вмешиваться и дать непоседам возможность прийти к соглашению самостоятельно. Представьте, что вы объясняете другому ребенку, который не дал вашему крохе свою игрушку: нужно делиться. Получается, что на стороне вашего малыша выступают два человека, и один из них – взрослый. А теперь поставьте себя на место мамы вашего «обидчика», которая тут же бросится защищать свое чадо. Так к положительному решению прийти невозможно. Даже если мама не вмешивается, все равно хорошего мало: ее ребенок будет испытывать жажду мести. Разумеется, не во всех случаях нужно использовать стратегию невмешательства в детские споры. Но уж если вам довелось «разнимать» конфликтующих ребятишек, не становитесь на чью-либо сторону. Дайте высказаться всем участникам, помогите прийти к общему мнению.

Детишки смогут научиться дружить только после того, как это искусство постигнут их мамы. Порой дети уже успели забыть о конфликте и мирно играют, а мамы все еще спорят на повышенных тонах, кто виноват в ссоре и чей малыш лучше. Зачастую ребенок идет на конфликт из-за неуверенности и низкой самооценки. В этом случае ссора – это способ привлечь к себе внимание. Если вы видите, что ваш кроха обидел другого малыша, извинитесь перед пострадавшей стороной. Чтобы ребенку не пришлось так утверждать себя, относитесь к нему как к личности, подчеркивайте достижения, хвалите за успехи. Тогда ему не нужно будет выбирать столь сомнительный вариант утверждения собственного авторитета. 

Минск

+375 29 569-63-01

+375 29 349-44-38

Брест, Пинск

+375 33 682- 29-28